"Трудный сотрудник" - настолько затертое выражение, что его уже никто не принимает всерьез. В то время как многие специалисты призывают к полному избавлению от проблемных работников, некоторые эксперты разрабатывают целые технологии для их адаптации к успешной работе в компании.
Плохих сотрудников не бывает. Как правило, человек может стать "плохим" по вине компании, когда его что-то не устраивает в ее политике. То есть формализовать характерные признаки "трудного сотрудника" практически невозможно. Единственный критерий, по которому можно выявить такого работника - это то, что он не вписывается в структуру компании и мешает ей нормально развиваться.
Вариантов "трудного сотрудника" настолько много, что некоторые специалисты выделяют для себя наиболее общие "опасные" типы и разрабатывают унифицированные способы борьбы с ними. Признаки "трудного сотрудника":
плохие коммуникативные способности - обычно сотрудники такого рода попадают в штат из-за ошибок при подборе. В таком случае сотрудник оказывается исключенным из жизни коллектива. Кроме того, в эту группу входят и люди, трудные в общении;
недостаток этических ценностей - несмотря на приемлемые результаты работы, они создают в подразделении или целой компании нервозную и напряженную атмосферу. Их тяжелее всего распознать при подборе и не менее сложно уволить;
недостаток управленческих навыков - это, наверное, самый сложный тип "трудного сотрудника" хотя бы потому, что, для того чтобы решить проблемы, появляющиеся в результате его работы, руководство должно признать, что само совершило ошибку, назначив его на занимаемую должность;
слишком высокие требования к работе - профессионалы с выдающимися показателями. Носители особо ценных для компании знаний часто капризны и своевольны. Понимая свою значимость для компании, они позволяют себе то, что остальным не прощается;
зависимость от прошлых заслуг - с одной стороны, именно эта категория, как правило, сложнее всего адаптируется под новые требования и изменения, необходимые компании. С другой стороны, такие сотрудники, имеющие авторитет и влияние неформальных лидеров, зачастую являются носителями ценных для компании традиций, знаний и информации, задавая модель корпоративного стиля и поведения.
Как правило, неэффективные сотрудники появляются в штате по трем причинам: ошибки, допущенные кадровой службой при отборе кандидатов, ошибки управленческого плана, внешние факторы. Основных ошибок управленческого плана две: недостаточно четко определены обязанности сотрудника или неверно выстроена система мотивации. В первом случае сотрудник или недогружен, или перегружен работой - что неизбежно сказывается на эффективности его труда. Во втором случае результативность работы сотрудника постепенно уменьшается из-за того, что, по его мнению, вознаграждение недостаточно.
Внешние факторы, как правило, связаны с проблемами в личной жизни сотрудника: неприятности в семье, болезни близких, психологические сложности. |