16:31 15 мая 2019 г.
УФНС по Чувашской Республике разъяснило вопросы исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя индивидуальными предпринимателями:
"В силу Федерального закона от 03.07.20 16 N~ 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» принятого Государственной Думой ФС РФ 14.06.2016, с 1 января 2017 года администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и социальное страхование является налоговый орган.
Положением подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:
- в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в установленном на соответствующий год фиксированном размере (в частности, за расчетный период 2017 года этот размер составляет 23400 рублей);
- в случае если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере плюс 1,0 процента суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса.2
Таким образом, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины (за 2017 год - 187200 рублей =23 400*8).
При этом согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Кодекса в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее -УСН), доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Исходя из положений статьи 346.15 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают доходы, упомянутые в пунктах 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН; как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Кодекса, в этом случае не учитываются".
Например: индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов". Согласно представленной ИП налоговой декларации по УСН за 2017 год в ИФНС сумма дохода составила более 300000 рублей.
"Так как сумма полученного дохода за расчетный период 2017 года превысила 300 000 рублей, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в порядке, установленном Кодексом.
23400 рублей (фиксированные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2017 по 31.1'2.2017) + 1% суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но не более 187 200 рублей общей суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого специального налогового режима (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения и т.д.).
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание то, что не все индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, ведут учет расходов, формирование пенсионных прав, которые зависят от уплаты страховых взносов, не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за тот или иной конкретный (налоговый) период (прибыль, убыток).
Также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.20 18 N~ 03-15-07/8369, доведенному до нижестоящих налоговых органов письмом Федеральной налоговой службы от 21.02.20 18 N~ ГД-4-1113541@, Кодексом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Кодексом не содержит.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N~ 03-15-07/8369 размещено на официальном сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов)} (https:/ /www.паlоg.ru ).
Таким образом, данное письмо является обязательным для применения налоговыми органами в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N~ АКПИ18-273 отказано в удовлетворении административного искового заявления гражданина о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N~03-15-07/8369.
При этом в решении Верховного Суда Российской Федерации отражено, что устанавливая принципы обложения страховыми взносами, которые детализированы в главе 34 «Страховые взносы)} Кодекса (его статьях 419-432), федеральный законодатель применительно к обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование указанных в статье 430 Кодекса плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не ввел предписания об исчислении в целях применения положений пункта 1 статьи 419 Кодекса доходов указанной категории плательщиков с учетом расходов, предусмотренных статьей 346.16 Кодекса.
Также Верховным Судом Российской Федерации отмечено, что к рассматриваемым правоотношениям не может быть применена позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 NQ 27-П, так как предметом конституционного нормоконтроля являлись другие законоположения, регулирующие отношения с участием плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц.
Выводы, содержащиеся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2017 NQ303-КГ17-8359 касаются положений Федерального закона от 24.07.2009 NQ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования)".
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике