Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской РеспубликеОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » О результатах работы налоговых органов по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов и страховых взносов налогоплательщиками Чувашской Республики

08:43 06 мая 2019 г.

Из выступления руководителя УФНС России по Чувашской Республике М.В. Петровой на заседании Координационного совещания при Главе Чувашской Республики по обеспечению правопорядка в Чувашской Республике 29 апреля 2019 года:

"Основной задачей контрольной работы налоговых органов является выявление сокрытой налоговой базы, определение налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с высоким налоговым риском, а также уклоняющихся от налогообложения.

В последние годы одним из ключевых направлений контрольной работы налоговых органов выступает профилактика и предупреждение нарушений налогового законодательства. Приоритетной задачей налоговых органов в ходе контрольно-аналитической работы является побуждение налогоплательщиков к добровольному уточнению налоговых обязательств.

Так, в 1 квартале 2019 года обеспечено дополнительное поступление в бюджет в связи с самостоятельным уточнением налоговых обязательств 87,4 млн. руб., что на 31 % больше, чем за аналогичный период 2018 года.

В настоящее время выездная налоговая проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика становится крайней мерой реагирования на выявленные риски злоупотребления  налоговым законодательством.

Выездные налоговые проверки назначаются в случае неустранения самостоятельно налогоплательщиком выявленных налоговым органом расхождений, в также при наличии информации из внешних источников и с учетом требований Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Выявленные нарушения, связанные с применением схем уклонения от уплаты налогов, рассматриваются с учетом требований статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Новый подход применяется по проверкам, начатым с 19 августа 2017 года. До введения статьи 54.1 НК РФ налоговыми органами применялось понятие необоснованной налоговой выгоды, которое было введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53. В рамках данной нормы налогоплательщику вменялось отсутствие должной осмотрительности при заключении сделок. Суть изменений, введенных статьей 54.1 НК РФ, заключается в том, что определены конкретные действия налогоплательщиков, которые признаются злоупотреблением правами, и условия которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям):

В рамках статьи 54.1 НК РФ следующие предметы доказывания:

1) умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности;

2) исполнение сделки иными лицами;

3) направленность сделки на неуплату налогов.

Сегодня, начиная проверку налогоплательщиков, налоговый орган должен иметь информацию и доказательства, указывающие на обстоятельства совершения налоговых правонарушений согласно статье 54.1 НК РФ.  

К ним, как правило, относятся выявленные сделки с фирмами-однодневками, с использованием которых создаются формальные условия для предъявления вычетов по НДС и отражения расходов. Собранные материалы по исследованию конкретных сделок в рамках предпроверочного анализа и контрольных мероприятий служат основанием для назначения выездных налоговых проверок.     

В результате проводимой налоговыми органами работы с налогоплательщиками, имеющими зоны риска, продолжает снижаться количество выездных налоговых проверок. Так, за 1 квартал 2019 года количество проверок снизилось на 40 % по сравнению с аналогичным периодом  прошлого года и составило 30 проверок.

При этом, за 1 квартал 2019 года по результатам выездных налоговых проверок сумма доначисленных платежей  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 15 % и составила 447 млн. руб.

Доначисления на одну проверку по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились почти в 2 раза и составили 14,9 млн. руб.

В результате доначислений по выездным налоговым проверкам в бюджет в 1 квартале 2019 дополнительно поступило начисленных платежей 194,8 млн. руб.

К сожалению налогоплательщики не могут до сих пор отказаться от минимизации налогов с использованием схем с участием фирм-«однодневок». В 1 квартале 2019 года схемы с участием фирм - «однодневок» выявлены в ходе проведения 9 выездных налоговых проверок, что составляет 30 % от общего количества проведенных проверок.

Доначислено по указанным проверкам 119,2 млн. руб., что составляет 26,6 % от общей суммы доначислений по выездным налоговым проверкам.

При установлении налоговыми органами фактов использования фирм - «однодневок» для проведения более эффективных выездных налоговых проверок инициируется привлечение сотрудников органов  внутренних дел.

В 1 квартале 2019 года налоговыми органами по Чувашской Республике  совместно с органами внутренних дел завершены 12 выездных налоговых проверок, что составляет 40 % от общего количества проведенных проверок, доначисления по указанным проверкам составляют 355,7 млн. руб. или 79,5 % от общей суммы доначислений по выездным налоговым проверкам.

В случае неисполнения обязанности по уплате доначисленных налоговых платежей в указанный в требовании об уплате налога срок, Управлением по истечении 2 месяцев материалы налоговых проверок в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса направляются в следственные органы по выявленным фактам совершения нарушений, содержащих признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

В 1 квартале 2019 года в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике направлено 3 материала налоговых проверок, содержащих признаки уклонения от уплаты налоговых платежей на сумму 48,3 млн. руб.

По результатам рассмотрения Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике материалов налоговых органов в 1 квартале 2019 года возбуждено 2 уголовных дела по статье 198 УК РФ по фактам уклонения от уплаты налогов индивидуальными предпринимателями на сумму налоговых платежей в размере 2,4 млн. руб., 1 материал приобщен к ранее возбужденному уголовному делу по статье 199 УК РФ по фактам уклонения от уплаты налогов организацией на сумму налоговых платежей в размере 40,3 млн. руб. (по материалам органов внутренних дел).

По направленным ранее материалам налоговых проверок, связанным с фактами уклонения от уплаты налогов, сумма ущерба, возмещенного налогоплательщиками в текущем году, в том числе на стадии предварительного следствия, составила 51 млн. руб.

Эффективное взаимодействие с правоохранительными органами, перспектива возбуждения уголовного дела побуждает налогоплательщиков возместить ущерб, причиненный в результате неуплаты налогов, еще на стадии проведения выездной налоговой проверки.

В результате слаженной работы налоговых органов, органов внутренних дел и следственных органов по выявленным фактам уклонения от уплаты налогов на ранней стадии, обеспечено за текущий период поступление доначисленных налоговых платежей по выездным налоговым проверкам на сумму 136,5 млн. руб.                                    

В качестве примера приведу совместную с МВД выездную налоговую проверку в отношении строительной организации, которая осуществляла строительные работы, в том числе по государственным контрактам. В ходе проверки установлено применение схемы с использованием взаимозависимой организации, направленной на необоснованное предъявление вычетов по НДС и завышение расходов. Фактически строительные работы выполняли физические лица, которых неофициально привлек сам проверяемый налогоплательщик, при этом в учете работы отражены от имени взаимозависимой организации, которая к тому времени фактически прекратила свою деятельность, о чем проверяемому налогоплательщику было известно.

Для усиления доказательственной базы органами внутренних дел и следственными органами была проведена большая работа по установлению ряда обстоятельств, повлиявших в конечном итоге на результат совместной работы.  Доначисления по указанной проверке составили 26 млн. руб., и после возбуждения уголовного дела налогоплательщиком произведена уплата доначисленных налоговых платежей.        

Также работа по предотвращению проведения сомнительных операций с участием фирм – однодневок осуществляется и во взаимодействии с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу.

От Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу       в 1 квартале 2019 года в рамках скоординированных контрольных мероприятий в отношении 2 налогоплательщиков поступила информация об установленных рисках незаконного занижения налогооблагаемой базы, о финансовых связях с сомнительными контрагентами. Указанная информация, используется ИФНС России по г. Чебоксары в ходе проводимых в настоящее время выездных налоговых проверок налогоплательщиков.

Примером эффективного взаимодействия являются результаты работы за 2018 год. Так, завершены выездные налоговые проверки в отношении 4 налогоплательщиков, включенных в план скоординированных контрольных мероприятий с МРУ Росфинмониторинга, налоговыми органами доначислено по указанным проверкам 48,5 млн. рублей.  

Также одним из способов, используемых недобросовестными налогоплательщиками, уклонения от уплаты налогов является сокрытие денежных средств путем поручения руководителями организаций дебиторам произвести расчеты с контрагентами, минуя расчетный счет организации в банке, или использование наличных денежных средств.

При выявлении указанных обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговыми органами материалы направляются в правоохранительные органы для дачи оценки действиям руководителей организации по сокрытию денежных средств, за счет которых должно произойти взыскание налогов.

Так, в 1 квартале 2019 года по установленному факту сокрытия руководителем денежных средств путем заключения  через подконтрольное общество ничтожных притворных сделок с контрагентами Общества налоговым органом для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 199.2 УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов»,  направлен 1 материал в следственный орган,  по которому вынесено  постановление  о возбуждении уголовного дела на сумму сокрытия 7,5 млн. рублей.

В 1 квартале 2019 года в МВД  Чувашской Республики для установления  в действиях руководителей организаций аналогичного состава преступления, направлены 2 материала на сумму сокрытия       16,3 млн. рублей.

Кроме того, в МВД Чувашской Республики находятся на рассмотрении 4 материала, направленные в соответствии со ст. 199.2  «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» в 2018 году, на сумму сокрытия 102,5 млн. руб.

Основаниями для направления материалов в правоохранительные органы явились:

- использование руководителями организаций для расчетов с поставщиками и покупателями расчетные счета третьих лиц;

-заключение договоров займа;

-получение руководителями организаций вознаграждений в организациях, являющимися контрагентами.

Еще одной схемой уклонения от уплаты налогов является преднамеренное банкротство.

Так, при наличии задолженности по платежам в бюджет и перед прочими кредиторами, недобросовестные налогоплательщики выводят принадлежащее им имущество, т.е. совершают действия, заведомо влекущие неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей  (например,  сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям (отчуждение основных средств, уступка прав требований, зачет взаимных требований), что приводит к увеличению неплатежеспособности).

Управлением в результате проводимых анализов выявляются указанные факты и направляются материалы в правоохранительные органы. К сведению,  по должникам, находящимся в процедурах банкротства в органы МВД по Чувашской Республике по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями 196 «Преднамеренное банкротство», 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов», 303 «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности» УК РФ                   за 1 квартал 2019 года налоговыми органами Чувашской Республики для правовой оценки и принятия по ним процессуальных решений в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации направлено  4 материала, в том числе:

- ст. 196 «Преднамеренное банкротство» УК РФ - 2;

- ст.199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов» УК РФ - 1;

- ст. 303 «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности» УК РФ – 1.

По состоянию на 01.04.2019 уголовные дела не возбуждены.

К сведению, в 2018 году было возбуждено 9 уголовных дел.

Кроме того, на рассмотрении находятся ещё 6 материалов, направленных в:

2017 году – 1 по ст.196 «Преднамеренное банкротство» УК РФ;

2018 году – 4,  в т.ч.:

-  2 по ст.196 «Преднамеренное банкротство» УК РФ;

-  2 по ст.195 «Неправомерные действия при банкротстве»  УК РФ.

 

Проблема, над которой сегодня работают налоговые органы – не только как пресечь, но и прежде всего как предупредить факты применения налогоплательщиками нестандартных схем ухода от «зарплатных» налогов, либо выявить их на начальном этапе.

В этом направлении налоговыми органами Чувашской Республики на регулярной основе проводится работа по легализации налоговой базы и сокращению «налогового разрыва» по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам, как самостоятельно, так и совместно с другими контрольно – надзорными органами, органами местного самоуправления, администрацией Главы Чувашской Республики.

В ходе работы предварительно проводится отбор налогоплательщиков по нескольким критериям, в том числе:

-выявленных по обращениям граждан, по сведениям, поступающим от правоохранительных органов и других контролирующих органов о фактах выплаты «серой» заработной платы или выявлении нарушений установленного законодательством порядка оформления трудовых отношений;

- выплачиваюших низкую зарплату, в том числе ниже среднеотраслевого уровня, ниже величины минимального размера оплаты труда;

- фактически осуществляющих деятельность, но не выплачивающих заработную плату и не представляющих сведения о доходах на работников, при этом представляющих иную налоговую отчетность в налоговые органы;

- зарегистрировавших в налоговом органе 2 и более единицы ККТ, но не представивших, либо  представивших сведения о численности работников и их суммах доходов  в неполном объеме;

- применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которыми  в налоговых декларациях указаны несколько видов деятельности, объектов торговли, либо базовая доходность определяется исходя из количества работников, и фактически не представивших либо представивших и указавших в неполном объеме сведения о доходах на работников;

- представивших сведения о среднесписочной численности работников и не представивших расчеты по налогу на доходы физических лиц или расчеты по страховым взносам и другие.

Анализ и сопоставление показателей отчетности позволяют минимизировать, а в ряде случаев исключить занижение налогооблагаемой базы.

При подготовке материалов изучаем режим работы налогоплательщика, виды и объем его деятельности, физические и иные показатели, позволяющие ему осуществлять деятельность с заявленной численностью работников (ИП не имеет штата, но осуществляет строительные, ремонтные работы в большом объеме).

Также для сбора и укрепления доказательной базы проводятся осмотры мест осуществления деятельности налогоплательщиков совместно с муниципалитетами и с привлечением сотрудников МВД.

После проведенного анализа мы начинаем работать индивидуально с каждым налогоплательщиком, рассматриваем показатели его деятельности на комиссии по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам, побуждая его к добровольной легализации налоговой базы по «зарплатным» налогам.

Как результат нашей работы – увеличение поступления в бюджет налога на доходы физических лиц и страховых взносов во внебюджетные фонды.

Так, за 1 квартал 2019 года в консолидированный бюджет Чувашской Республики налог на доходы физических лиц поступил в сумме 3,0 млрд. руб., что на 260,7 млн. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп поступления налога на доходы физических лиц составил 109,4 % при темпе роста фонда оплаты труда за январь-февраль 2019 года 105,6 % (по данным Чувашстата за январь-март данные будут только 24.05.2019).

В 1 квартале 2019 года налоговыми органами как самостоятельно, так и совместно с органами муниципальных образований Чувашской Республики, городской и районными прокуратурами и другими контрольно-надзорными органами Чувашской Республики всего проведено 347 заседаний комиссий, что на 46 комиссий больше, чем в 1 квартале 2018 года (115,3%).

На указанных заседаниях заслушано 1 633 работодателя, скрывающих трудовые отношения, либо выплачивающих заработную плату ниже минимального размера, прожиточного и среднеотраслевого уровня.

В результате проведенной работы 834 работодателя повысили зарплату после заслушивания, что составляет 51,1 % от количества заслушанных. 44 налогоплательщика сдали расчеты (уточненные расчеты) по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам.

Дополнительно в бюджет Чувашской Республики поступил налог на доходы физических лиц в сумме 16,2 млн. руб., в государственные внебюджетные фонды перечислено страховых взносов в  сумме 78,6 млн. руб.

Кроме того, Управление приняло участие в 2018 году в 29 заседаниях Межведомственных комиссий, созданных при министерствах и ведомствах  Чувашской Республики, в 1 квартале 2019 года – в 1 заседании.

Также организовано взаимодействие по отраслевому принципу  министерствами и муниципальными образованиями Чувашской Республики. В 2018 году получено 10 информаций в отношении 83 организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших муниципальные контракты на строительство (реконструкцию) и ремонт объектов.

В результате проведенных мероприятий налогового контроля по легализации налоговой базы по представленным контрактам 15 работодателей повысили  заработную плату или заключили трудовые договора.

В 2019 году аналогичная информация получена в отношении 101 организации и индивидуального предпринимателя от Администрации г. Чебоксары (181 контракт)  и Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики     (1 контракт). Данная информация направлена  в налоговые органы по Чувашской Республике для проведения анализа полноты отражения доходов по актам выполненных работ и фонда оплаты труда в 2018 году, полноты уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

В заключении хотелось бы отметить, что межведомственное взаимодействие с каждым годом приобретает особую значимость, поскольку оно дает действенный результат по привлечению виновных лиц к ответственности, а также своевременному доначислению и взысканию налоговых платежей.

Мы надеемся, что те меры, которые принимает налоговый орган по противодействию применения нашими налогоплательщиками схем для минимизации налоговых обязательств, приведут к положительному результату и как следствие росту поступлений налогов в бюджет".

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика