Яльчикский муниципальный округЧăваш Республикин Елчĕк муниципаллă округĕ

09:55_ Ветеран Юман Афанасьев скучает по родной земле

09:55_ Ветеран Юман Афанасьев скучает по родной земле

           В Яманчуринскую сельскую  библиотеку пришло письмо из  поселка Казанка Золотухинского района Курганской области.  Письмо написал бывший читатель, односельчанин, ветеран войны и труда  Иван  Алексеевич Афанасьев.  Он переехал в Курганскую область, когда умерла жена. И вот  больше 10 лет живет  у дочери.  Иван Алексеевич  всем шлет привет и просит рассказать о жизни села:  как живут  ветераны войны, много ли их осталось,  как поживают соседи, держится ли хозяйство?  К 84- летнему земляку  библиотекарь Ираида  Ермакова позвонила сразу. Обрадовался Юман тете (так его называли в деревне). 

            В конверт дочь Ивана Афанасьева  Галина  вложила газетные  заметки из «Золотухинской  жизни». Уважают его там.  Приглашают на встречи.  И в деревне помнят.  В библиотеке про Юман тете есть отдельный альбом.

            В 1926 году в семье Афанасьевых родились двойняшки: Иван и Клавдия. Чтобы сын рос крепким как дуб и не умер,  как старшие от болезней,  Ивану дали  имя Юман.  С 5-летнего возраста родители брали его в поле. Давали ему в руки серп и учили жать. 14 лет ему было, когда началась война. Зерновые косили жатками на лошадях. У Ивана и у остальных детей сил не хватало обслуживать жатки, и они становились по двое. Зимой ходили молотить зерно цепями. Рядом с деревней проходила военная трасса, говорили, что она соединяла Москву с Куйбышевым.  И после каждой метели со всеми и Иван выходил на расчистку трассы. Зерно возили обозами за 100 км на железнодорожную станцию г.Канаш. Иван Алексеевич говорит, что у мальчишек не хватало сил таскать мешки и им помогали женщины.  2 сутки ехали до станции.

            13 ноября 1943 года, когда Ивану исполнилось 17 лет, призвали в военкомат.  Ростом был 1,5 м , худощавый. А вернулся он домой после демобилизации 1950 году. То памятное семилетие в его жизни вместило в себя военную службу в качестве стрелка 359-го запасного артполка и конвоира 240-го полка конвойных войск, а также послевоенные годы безупречной службы взводного 482-го отдельного строительного батальона войск МВД, дослужившего до звания «сержант». День Победы он встретил на реке Даугава (Латвия).

            Во время атаки на передовой или продолжительного рейда с колонной военнопленных земляку поначалу приходилось сложно. В части были русские, украинцы, татары, казахи, чуваши. Объяснялись поначалу практически с помощью жестов и мимики. Ненависть к врагу, мечта о победе сблизила их. В декабре 1943 года перевели его в конвойные войска. В это время военнопленных необходимо было конвоировать в места их временного поселения, охранять.

            «Скажу прямо. Иногда было больно смотреть, как наши бойцы оставались без пищи, а немцев старались накормить. Кровь порой закипала от злости на тех, кто издевался над нашими матерями, сестрами, а теперь не подчинялся приказам советских командиров…Но трогать их строго запрещалось, иначе – трибунал»,  - вспоминает ветеран.

            В Латвии, Литве он участвовал в борьбе с бандитами, которые не хотели мириться с тем, что советская власть принесла народу веру в светлое будущее.

            Вернувшись в деревню, он женился на Валентине Алексеевне. Вырастили они 5 детей и одну  сироту. Жили они небогато, но на работу ходили с песнями. Работал он машинистом на молотилке, мастером-наладчиком в кирпичном заводе.  Жители деревни ценили его за смекалистость и добросовестное отношение к работе. И своих детей они приучили к трудолюбию, порядочности.

 



07 апреля 2010
00:00
Поделиться