Яльчикский муниципальный округЧăваш Республикин Елчĕк муниципаллă округĕ

14:47_ К 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами…
 

Эти слова из песни А.Пугачевой знакомы всем, но кто из нас знает, что автором  является Марина Цветаева?

 В межпоселенческой центральной библиотеке  Яльчикского района к 120-летию со дня рождения выдающегося поэта ХХ века прошла презентация творчества и книжной выставки «Вы вспомните меня!».

 Один из самых известных поэтов Серебряного века, Марина Ивановна Цветаева издала свой первый сборник стихов в 18 лет. Однако сочинять девочка начала еще в шестилетнем возрасте - и сразу на трех языках: русском, французском и немецком. Мать, пианистка польско-немецкого происхождения Мария Мейн, прививала дочерям любовь к искусству. Детские годы на Трехпрудном переулке и в Тарусе остались в памяти поэта самым счастливым временем, "домом", которого нет на карте. В этот "дом", где уютно, светло и вокруг родные лица, Цветаева не раз будет возвращаться в своих произведениях.
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного добра. Все в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до конца. Такой была и судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины нашего века. Все в ее личности и в поэзии резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова, а вместе с тем и досадная обреченность жить не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии.

Художественный мир Цветаевой на самых ранних порах становления ее художественной индивидуальности был во многом иллюзорен и населен образами, сошедшими со страниц любимых книг. Все внимание поэта в эти годы обращено к быстро меняющимся приметам душевного состояния, к многоголосию жизни, к себе самой.

Сила ее стихов — не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющегося, гибкого ритма.

Свойственная творчеству Цветаевой торжественность, праздничность, мелодичность сменяются бытовыми разговорными речениями, распевным движением стиха. Несмотря на то, что в поэзии Цветаевой есть немало упоминаний о бренности всего земного и мыслей о собственном конце, общая ее тональность — мажорная, даже праздничная. В общем, это непрерывное объяснение в любви по самым различным поводам, любви к миру, выраженной требовательно.

Покинув родину, она обрекла себя на беспросветное и нищее существование в эмигрантской среде, очень скоро понявшей, что Марина Цветаева для нее враждебное явление. Взволнованно и зло звучат стихи Цветаевой, направленные против духовного оскудения и пошлости окружающей ее среды. Вот обычная картина парижских буден в вагоне метро: деловая толпа, где каждый уткнулся в развернутый лист газеты.

Есть и произведения личного плана, но и в них проступает тот же яростный протест против мещанского буржуазного благополучия. Даже рассказ о собственной судьбе оборачивается горьким, а порою и гневным упреком, сытым, самодовольным хозяевам жизни.

Жизнь на Западе довольно скоро заставила ее убедиться в том, что поэт, желающий сохранить свою духовную сущность в условиях душного эмигрантского бытия, обречен на одиночество и горькие сожаления, ибо совершена роковая ошибка, сломавшая всю дальнейшую жизнь.

В истории отечественной поэзии имя Марины Цветаевой всегда будет занимать достойное место. Поэт предельной правды чувства, Марина Цветаева, со своей несложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины нашего века.



08 октября 2012
00:00
Поделиться