Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Из истории Правил дорожного движения

Основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия участников дорожного движения в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. История Правил дорожного движения насчитывает несколько столетий, и они появились еще во времена гужевого транспорта во многих странах мира, в том числе и России. Известен царский указ от 3 января 1683 года, в котором излагались меры по упорядочению движения гужевого транспорта.

В первой половине XVIII века на улицах городов появились новые транспортные средства: кареты, дрожки, дилижансы, фаэтоны, роспуски и др. Движение становилось более интенсивным, и для наведения порядка издаются новые указы (1732 г., 1737 г., 1742 г.), в которых предусматривается ответственность и для владельцев экипажей, и для возниц. Для более четкого регулирования дорожного движения вводились специальные караулы «для смотрения».

В первой половине XIX века в Петербурге и Москве уже действовали подробно разработанные Правила дорожного движения. Они включали в себя много положений современных правил: правосторонне движение, ограничение скорости и рядности, определение мест стоянок экипажей, требование технической их исправности, наличие номерных знаков, пешеходные переходы и т.д.

С появлением автомобиля устанавливались новые нормативные акты, регулирующие безопасность дорожного движения. В частности, в Англии в 1896 году были изданы правила автомобильного движения. По мере роста производства автомобилей такие документы появились и в других странах.

В 1909 году в Париже шестнадцатью государствами, включая Россию, была подписана первая международная Конвенция по автомобильному движению. Конвенция наряду с некоторыми предписаниями по правилам движения предусматривала использование четырех знаков.

В России в 1912 году Московской городской думой были приняты Правила дорожного движения, и назывались они – «Обязательные постановления о порядке движения по городу Москве автоматических экипажей». Этими правилами регулировалась и скорость движения – 12 верст/ч для тяжелых экипажей, 20 верст/ч для остальных. Устанавливалось правостороннее движение, а также оговаривалось техническое состояние средств движения.

В 1922 году Моссовет утвердил новую редакцию Правил дорожного движения. Они назывались – «О движении по улицам города Москвы». Новыми их положениями были: ограничение движения по отдельным улицам, определение мест стоянок автомототранспорта, правила движения по мостам, впервые – регулирование движения с помощью жезла.

Кроме правил движения по Москве, аналогичные правила создавались и принимались во многих городах и областях страны. Первые единые Правила дорожного движения СССР были введены в действие 1 января 1961 года. Впоследствии данные правила дорожного движения изменялись. После распада СССР начался активный процесс формирования Российского законодательства и соответствующей нормативной базы в сфере дорожного движения. Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 были утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации. В данных Правилах дорожного движения 24 раздела, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Впоследствии в данные правила дорожного движения несколько раз вносились изменения и дополнения, последние из которых действуют с 20 ноября 2010 года.

(При подготовке материала были использованы: Ежемесячник «Stop – газета», Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации, «ГАИ Чувашии»).

В. Алексеев, начальник ОГИБДД ОВД по Ядринскому району, подполковник милиции



04 июля 2011
00:00
Поделиться