09:43 Ядрин старинный: частицы истории давних, седых времен
В XIV в. продвинулись к Суре с запад русские, а с востока - чуваши. Русские вытеснили коренное население - мордву (эрзя) с левобережья Суры, а чуваши, преобладая численно, ассимилировали последних. В
В свою очередь чуваши и марийцы, населявшие в основном правый берег Суры, стремились закрепиться и на мало населенном левом берегу и имели на той стороне ряд поселений. Одно из них выселок деревни Етерне (нынешнего Ядрино) стояло на том месте, где находится теперь Ядрин.
О происхождении названия существуют как русские, так и чувашские предания. Русскому человеку проще было объяснить, что название города произошло от слова "ядро". Якобы Иван Грозный, идя походом на Казань, отливал ядра на берегу Суры. Поверив в такую версию, 18 октября
Однако такая легенда не имеет исторического подтверждения, так как в
«Город Ядрин получил название не от литья в нем ядер пушечных, ибо тут негде брать материалу для этого, да и о литейном заводе не сохранилось ни следа, ни предания; а говорят, что в старину жили на месте сем черемисы, чуваши, а после них татары. Из черемис был богач Чебак. А из чуваш жил богач же Ядрый. От Чебака близ города Ядрина горка получила название Чебаковой, а город сам, де, название получил от Ядрыя. Болото, и теперь существующее в городе, называется Татарским от живших около него татар. Когда русские вытеснили инородцев за Суру, то Ядрый-чувашенин поселился уже в верстах двадцати пяти от города на большой дороге в Козьмодемьянск, и это место слывет доныне село Ядрино. А почему герб ядринский изображает кучкою ядер, не известно. Город же в старину писался Ядрын, а не Ядрин. Чебак поселился около Ядрыя за Сурою, там и теперь слывет это место деревнею Чебаковой». «Впрочем, истинно ли это определение, не ручаюсь», - дополнил от себя летописец. В книге «Чувашские исторические предания» (часть вторая) доктор исторических наук В.Д.Димитриев упоминает другое предание. В старину царскую грамоту на право основания уездного города оспаривали трое чувашских старейшин: Тогачь, Сарплат и Азамат (основатели разных деревень) Грамота досталась Тогачу. Но ночью на его дом напал чуваш по имени Етерне из деревни Ядрино и овладел грамотой. Он и основал город Ядрин.
Между прочим, Етерне - не единственное название населенных пунктов в мире. В современной Турции, в европейской ее части, на северо-западе, вблизи границ с Грецией и Болгарией, есть город Эдирне. Основали его греки, до прихода в эти края турок он назывался Адрианополем, но затем турки - завоеватели изменили это название на свой лад. Город на Суре Етерне и турецкий Эдирне между собой никаких связей даже по филологической линии не имеют.
Етерне - чувашское литературное название нынешнего города Ядрин. На местном диалекте, бытующем в селе Ядрино и окрестных деревнях, город издревле именуется как «Ядрна». В том, что он назван именем язычника - чуваша, вернее, по названию прежнего селения, нет никакого сомнения. «Ядрин» - русская передача этого имени. Мог существовать основатель поселения по имени Ядрый. Бытование ранее ряда похожих языческих чувашских имен зафиксировал в прошлом веке В.К.Магницкий: в составленном им списке значится «Ядар», «Ядер», «Ядияр». В Ядринском уезде еще в начале нынешнего века в простонародье существовали имена «Ядерин», «Ядарин» (как родовое отличие и как искаженное русское слово). Поэтому В.А. Прохорова в статье «Почему город – Ядрин», отклоняя версию о литье ядер, утверждает, что в «возможности бытования имени, от которого мог образоваться топоним Ядрин, можно не сомневаться». При этом она приводит вариации возможного видоизменения и закрепления названия города: Ядрна - Ядрн - Ядрын - Ядрин. Происхождение названия Ядрина от Чувашского слова подтверждается исторически, документально. Задолго до основания города существовала Ядринская волость, входившая в состав Чебоксарского уезда. Отдельные документы опубликованы. Так, в грамоте царя Федора Ивановича Нижегородскому воеводе от 31 марта
Трения и тяжбы, начавшиеся в 90-х гг. XVI века между нижегородским Благовещенским монастырем и «черемисами (под одним названиям упоминались чуваши и марийцы) во главе с Алдеяром Агичевым, продолжались более четверти века и оставили ценные факты о том, кому принадлежала ранее эта земля и когда построен этот город. В ходе судебного разбирательства в Приказе Казанского дворца, проходившего с 22 февраля 1621г. по 3 апреля
Анализируя данный документ, исследователь истории городов Чувашии, в том числе Ядрина, профессор В.Д.Димитриев сделал следующие выводы: город Ядрин построен на земле чувашских крестьян; на их земле же размещены стрельцы во главе с сотником - первые жители города; в
В упомянутой «Летописи Троицкой церкви» есть и другое предание о достопримечательностях старого Ядрина: «Есть еще предание о Мартыновой горе и о Сергиевском озере у города Ядрина. Говорят, что эти два урочища получили название себе от следующего происшествия. Двое из чуваш (в старину), были взяты в Москву и там обучены грамоте. Крещены оба: один с именем Мартына, а другой - с именем Сергия. Их послали опять в город Ядрин научать вере своих собратиев (т.е. чувашей. - Авт.) И как эти два миссионера сильно настаивали на своем (принять христианскую веру), то некресть (т.е. чуваши. - Авт.) Мартына убили на горе, а Сергия утопили в озере. Отчего получили, де, гора имя Мартыновой или «Мартышка», а озеро - имя Сергиевского, издавна доныне так зовомого. В верстах восьми от города есть Фомин овраг. Говорят, что прежде жили тут татары. Место было лесное. Когда и татар из этого места вытеснили, то они и колодец в этом овраге весь загромоздили и ушли. После татар тут поселился пахотный солдат Фома и открыл в овраге поташный заводец. Почему овраг сей и доселе слывет Фоминым».
Здесь тоже есть ключ к пониманию прошлого Ядрина. Скажем, что обозначало не столь в давнем прошлом наличие в городе «мартышечного стада»? Помимо него имелось и другое стадо. Оказывается, «мартышечное» паслось на Мартыновой горке.
И озеро, которое с чьей-то нелегкой руки уже в советское время было переименовано в Сергач, раньше называлось Сергиевским. В войну, когда строили деревянный мост через Суру, через озеро проложили высокую земляную дамбу. Почти исчезло теперь соседнее продолговатое и узкое озеро со странным названием Бакалда. Не забылись, не ушли в небытие предания старины глубокой. Сохранили для потомков частицы истории давних, седых времен. Выяснился и другой интересный факт: в пору возникновения Ядрина, оказывается, еще не было той дуги Суры около него, она текла напрямую вдоль высокого правого берега. Это место потом заилилось. Три века назад от города на восток тянулись луга. Как видно из письма ядринских купцов