Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Троицкая церквь г. Ядрин: история, духовность, культура

Троицкая церквь г. Ядрин: история, духовность,  культура

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

 

 

До конца 1708 г. Ядринский уезд прямо подчинялся Приказу Казанского дворца в Москве. По указу Петра I от 18 декабря 1708 г. «Для всенародной пользы» Россия была разделена на несколько губерний, в том числе и Казанскую губернию. По законоположению о губерниях от 1775 года Казанская губерния с центром в г. Казань стала делиться на уезды. Ядринский уезд вошел в ее состав.

 

В те годы жизнь Ядрина, с момента его основания, находилась под бдительным оком не только воевод и других служилых чинов, но и священнослужителей. В начале 17 века один за другим в городе были воздвигнуты Казанский мужской монастырь, монастырь Архангельский девичий; построены деревянные церкви. Южнее Ядринской крепости (Казанский монастырь) и посада был выкорчеван дубовый лес и воздвигнута Троицкая церковь. Согласно документам Центрального государственного архива Чувашской Республики фонда № 301 Троицкая церковь г.Ядрина, начала строиться в 1735 г. купцами Беляковыми.

«В архивах обнаружилась рукопись, озаглавленная «Летопись, заведенная с 1867 г. по приходской Троицкой церкви г. Ядрин», которая в старину принадлежала к епархии Нижегородской. Есть вступление к летописи Троицкой церкви: «... Церковь сия начата строиться в 1735 г. ядринским купцом Алексеем Васильевичем Беляковым - по благословению Нижегородского епископа Дамас-кина. Эта церковь начата строиться в благодарность Господу Богу за прекращение голода, три года до начатия сей церкви, свирепствовавшего около Ядрина и доведшего жителей до крайнего истощения...».

Судьба ядринских монастырей и церквей находилась в те годы в плачевном состоянии. С течением времени они ветшали, так как в начале 18 века Петр I подчинил себе монастырские доходы, а позднее, в 1764 г. Екатерина II отняла у монастырей земли и доходные статьи. Ядринские монастыри пришли в упадок. Но не ослабла в городе власть церквей. Упрочило свое положение ядринское духовенство, находя большую материальную поддержку со стороны богатых купцов. Так, в декабре 1829 г. взамен обветшалой деревянной Троицкой церкви была воздвигнута каменная. Строительство шло под руководством бывшего при этой церкви протоиерея Григория Магнитского и ядринского мещанина Ефима Пономарева. Реконструкция была произведена за счет добровольных пожертвований прихожан. Церковь четырехпрестольная, во имя Святой Троицы («Живоначальной Троицы» - главный престол), во имя иконы Казанской Богоматери, во имя Богоматери «Живописного Источника» и во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В некоторых церквах Чувашии в разное время появлялись так называемые чтимые и чудотворные иконы. В клировой ведомости Троицкой церкви за 1898 г. обнаружена интересная запись: «В церкви имеется икона «Распятого Спасителя», выполненная замечательным итальянским писцом, а еще имеется и почитается чудотворный образ Киево-Печерской Божьей Матери, которая по-другому называется Зарубленною. Эта икона ошибочно почитается иконой знамения по причине происшедшего от нее чуда знамения: при возведении нового иконостаса в холодной церкви старые иконы переписывались вновь (так как они упали когда-то в реку Сура). Переписывалась вновь и икона Киево-Печерской Божьей Матери плотником Алексеем. У него ничего не получалось, и в отчаянии он нанес два удара топором. У него сразу же отнялись руки. События подтверждают все жители г. Ядрина, которые хорошо помнят плотника и это происшествие. Почитаемы иконы Казанской Божьей Матери и икона Божьей Матери. Перед сими иконами часто служатся молебны и возжигаются свечи. С 22 октября 1897 г. перед иконою Казанской Божьей Матери горит неугасимая лампада».

Война, начавшаяся в 1914 году, революции февраля и октября 1917 года поставили Троицкую церковь перед необходимостью адаптации к иным условиям существования. Переворот вызвал противоречивые чувства: чувство радости и торжества у одних, чувство страха и недоумения у других. В конце 1918 года новое правительство приняло Декрет о свободе совести и об отделении церкви от государства. Таким образом, церковное имущество было поставлено вне закона и жалованье духовенству больше не выдавалось. Под влиянием печати и агитации сократилось число горожан, посещающих церковь.

Троицкая церковь просуществовала до 1 ноября 1938 г., когда в городе прошло заседание Ядринского районного исполнительного комитета Чувашской АССР. На этом заседании ознакомились с постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 11 октября 1938 г. «О ликвидации Троицкой церкви». А 3 ноября 1938 г. комиссия в составе представителя по вопросам культов Ф. Кочергиной, представителя Ядринского горсовета П.Абакумовой, инспектора финоргана В. Ильина и представителя церковного совета В. Кожельниковой произвела изъятие ценностей, находившихся в Троицкой церкви.

11 мая 1939 г. постановлением Ядринского районного исполнительного комитета Чувашской АССР № 29 бывшее молитвенное здание по ул. Карла Маркса переходит в Ядринский райпотребсоюз.

Таким образом, церковь прекратила свое существование, и в последующие годы в ней располагались пекарня, водокачка, база райпо. После того, как рухнул верх колокольни в ночь с 5 на 6 июня 1983 г., церковь несколько лет оставалась совершенно бесхозной. Лишь в 1989 г. она была отреставрирована и возвращена верующим.

31 марта 1990 г. начались богослужения в зимней церкви - сооружении, соединяющем собственно храм с колокольней. В храме, на своде, сохранились фрагменты росписи по сухой штукатурке. Изображение 4 евангелистов и на внутренних плоскостях арок - розетки, выполненные с легкой голубоватой подцветкой. Сохранились фрагменты боковых частей алтаря. Троицкая церковь и в настоящее время не утратила первоначальный облик, имеет прежнюю величественность.

 

М.ИЛЬИНА, главный специалист-эксперт Ядринской районной администрации



21 ноября 2009
00:00
Поделиться