Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

40 лет прошло с первого показа кинофильма «Дерсу Узала» в нашей стране

40 лет прошло с первого показа кинофильма «Дерсу Узала» в нашей стране

В Ядринском районном художественно-краеведческом музее проводится много разных мероприятий. Кроме встреч с интересными людьми, проведения экскурсий, организации новых стационарных и передвижных выставок и открытия новых залов сотрудники музея выполняют и научно-исследовательскую работу. Еще в канун  Года российского кино был подготовлен сборник под названием «Ядрин и легенды кино», который высоко оценили участники мероприятия Чувашского национального музея, посвященного Тани Юн - нашей землячке, первой чувашской киноартистке, актрисе драмтеатра. Настольной книгой  он стал и для участников районной  викторины.

Недавно в Персирланском ДК состоялось открытие Года российского кино в нашем районе. И это очень примечательно. На территории поселения находится деревня Чербаи, где в 1903 году родилась и выросла Тани Юн и обрела крылья и прославила свою малую родину и Чувашию на ниве кинематографии. Персирланская сторона прославилась и спустя 70 лет, когда некоторых жителей  (полевода  Анюхина Николая  Ильича, газовика  Изоркина Николая Николаевича, полевода Буяндайкина Владислава Кирилловича, электрика Степанова Юрия Осиповича, финансиста Николаева Александра Ермолаевича, животноводов Малинина Петра  Ивановича, Макарова Михаила Артемьевича, Субботина Александра, Тумашкова Александра Александровича, строителя  Соколова Виталия Васильевича, полевода Ярандайкина  Михаила Яковлевича. Мурзин Михаил Сергеевич –завприемным пунктом откормсовхоза  «Ядринский» и парторг Соколов Василий Михайлович в кадры не попали по ряду причин ) после соответствующего отбора пригласили сниматься в фильме « Дерсу Узала» знаменитого  японского  режиссера  Акира Куросава. С ними он поздоровался за руку лично. Давно уже нет в живых известного режиссера, облаченного славой и почестями. И фильм стал мировым бестселлером. Из числа участников тех съемок на Суре в живых остались четверо. Автору этих строк удалось встретиться      с  Николаевым Александром Ермолаевичем. Родился он в  1951 году и хорошо помнит события того года.

«Я тогда работал в райфинотделе  в отделе по госдоходам и являлся не освобожденным секретарем комсомольской организации колхоза им. Тимирязева.

 Освобожденную должность давали при количестве 180 членов, у нас насчитывалось 158.В начале апреля 1973 года нас собрал секретарь парткома Василий Михайлович Соколов, 1921 г.р., фронтовик. Говорит, что ему позвонили с райкома партии и сказали, что работники  «Мосфильма» с тремя японцами приедут снимать фильм.  Нужна молодежь, которая умеет кататься верхом на лошади. Тогда как:  «Партия сказала, комсомол ответил «есть!». Желающих собрали сразу, и вот на лошадях верхом мы направились в сторону Козловской молочнотоварной фермы. Нас встретил там, как сказали. замдиректора «Мосфильма» Джапаридзе (фамилию точно не помню), небольшого роста, полноватый(спустя два года в журнале  «Человек и закон» потом мы почитали, что его посадили в тюрьму якобы за мошенничество) и художник-костюмер, женщина приятной внешности. И вот они начали с нами вести беседы на разные темы, сами присматриваются к нам. Потом отделили нас в количестве примерно 2 десятков людей, остальным сказали ехать домой. Оставшимся выдали военные формы: шинели, папахи. Высокий пожилой человек поздоровался с нами за руку, сказали, что это и есть Акиро Куросава, который снимает фильм. С ними находились два человека, ассистенты якобы, также предупредили, что они знают русский язык - обучаются в Москве, и желательно лишнее при них  не болтать.

Один из них вытащил маленький фотоаппарат и заснял панораму фермы.  Работники «Мосфильма» комментируют по ходу, что они за один день смогут делать столько, сколько мы за 3-4 месяца. Словом, аппараты хорошие очень. Приходит в голову теперь шальная мысль - а не цифровые ли они были?

Словом, почти каждый день из деревни верхом мы добирались до фермы и обратно. Лошади были «бригадные», сказали - привыкнете друг к другу, кто за кем едет, к форме новой. И ходили постоянно мы в этой форме и по деревне. В первое время лошади не слушались, проблемы возникали. Так прошло недели полторы.

Начало припекать, весна вступает в свои права. В один из солнечных дней  нас повели в сторону спиртзавода. К буртовым полям, где картофель хранят. Прошли улицы, где теперь Полевая, Гагарина, Чапаева, спустились к затону. Выдали и оружие - винтовки без патронов некоторым. И вот заезжаем около затона на участок, по форме он напоминал полуостров и вдруг слышим крики, что надо выбираться оттуда немедленно. Разворачиваем лошадей и только замечаем, что начался ледоход, и вода уже затапливает все, где мы секунду назад ехали. Еле-еле успели унести ноги и  выскочить на берег. Лошади сами поняли, в какой переплет попали, все-таки животные умные. Пришли в себя, лошади в мыле, сами перепуганные. Повели нас в столовую на Ямозе. Переоделись там же, формы забрали. Положенные наркомовские дали потом, когда за столы усадили, накормили, сказали «спасибо» и разошлись мы по домам.

В том году  я уехал учиться, за участие в съемках каждому дали по 25 рублей. Подписи поставили на чистом бланке-почему-то это я запомнил и подумал тогда, что так надо значит. Потом рассказывали, что нас снимали с левого берега - потому мы кинооператоров не видели, на фоне ледохода.

А вот что рассказал Соколов Виталий Кириллович:  «В то время работал я инженером-строителем. Парторг собрал актив, я был членом партии. Приехали райкомовские работники.  Малов Николай Прокопьевич  сообщает, что на землях колхоза им. Тимирязева будут снимать фильм. Нам интересно. Тогда все поголовно любили читать, на самые интересные произведения  в очередь записывались в библиотеке. «Дерсу Узала» два раза перечитывал я. Председатель колхоза Виталий Ильич Белов дает задание: учесть  бригадных лошадей, годных к съемке отобрать и распределить. До съемок их обучить к выездке верхом. Собрали народ. Кто согласится? Все согласны. Нас выстроили приехавшие из Москвы, одну группу отобрали. Там опять деление-рослых-в казаки, поменьше-в солдаты. Раздали форму. Так образовался конный отряд по освоению  «Уссурийского края». Мне дали офицерскую форму - оказали большую честь. Значит, я буду дублером Юрия Соломина, который играл роль Арсеньева. Снимают -то издалека, не видно кто там. Артисты сами к нам не приезжали.

В первый день катались на лошадях без сбруи. Лошади многие необъезженные, не слушаются. На следующий день говорят: надо из низ сделать вьючных, то есть приучить возить грузы. Откуда-то вытащили чуть ли не кубовые по размеру красные, зеленые ящики, нагрузили по бокам через спину лошадей. И начался цирк настоящий! Наши лошади как сговорившись рванули в ворота открытые, то ли ящики, то ли кости трещат, столбы, слава Богу, целые остались. Лошади бегут, назад оглядываются и еще хлеще скачут. Еле-еле собрали. И смех, и грех. Начали с утра до вечера репетиции проводить, целыми днями с лошадей не слезаем, где-то за поводок ведем по оврагам когда надо. Парторг наш упал неудачно с лошади, спину, позвоночник повредил, лежал некоторое время дома.

Куросава - режиссер фильма, интересовался делами нашими через переводчиков-ассистентов. С ними тоже курьёзный с нашей стороны случай произошел. Обычно перед приездом гостей любой начинает у себя в хозяйстве марафет наводить. На Козловской ферме Дом животноводов содержался всегда в порядке. Даже туалеты мыли. Но японцам наше заведение чем-то не приглянулось. До начальства дошло, что там не было туалетной бумаги. Газета для них не годилась. И вот на следующий день вожделенное появилось. Потом рассказывали, что эту бумагу срочно доставили на вертолете из Кирова. Молоко иностранцы тоже не употребляли, питались отдельно. Нас они иногда фотографировали. В деревне тогда редко у кого фотоаппарат был. Янчиков Сергей Елисеевич много фотографировал  нас - до сих пор фотографии в альбомах как новенькие лежат.

И вот настал день съемок. Ждали и мы ледохода. «Армейская» жизнь начала надоедать, дома дела, на работе - аврал. После обеда около двух часов мы оказались на берегу Суры, выше затона. Сперва проехались по берегу вниз, спустились к затону, дошли до середины островка. Солнце не печет, а жарит. Вспотели. Лошади стали настороженно оглядываться по сторонам. И такая жуткая тишина, только чавканье копыт лошадей слышно. Ассистент режиссера Бродский нами командует с правого берега, с левого берега снимают отряд (операторами были  Федор Добронравов и   Асакадзу Накаи). Ледохода и в помине нет. И вдруг начал подниматься уровень воды. Сперва растерялись, потом лошади развернулись как один и сами назад нас вытащили на берег. Замешкались бы - смыло всех волной. По сценарию одна из лошадей должна была оказаться в воде, но видимо нас пожалели. Делились впечатлениями от всего пережитого в общежитии фермы. Сколько заплатили за участие в съемках не помню уже, но чувство сопричастности к таким историческим событиям до сих пор меня не покидают. Вот что сила искусства. Прихожу в первый день в форме военной-жена Валентина Романовна и мать в испуге: кто мол такой, откуда такой? До сих пор перед глазами их испуганные взоры. А фильм потом вместе смотрели с удовольствием».

В заключение отметим, что  премьера картины "Дерсу Узала" состоялась 2 августа 1975 в Токио. 5 января 1976 года фильм вышел на экраны советских кинотеатров. 40 лет прошло получается со дня первого его показа в нашей стране. И 42 года назад «конники» -колхозники  колхоза им. Тимирязева потратили несколько дней, чтобы сняться в эпизоде, занимающего в фильме 59 секунд. Но каких!

В.Иванов, член Союза журналистов России



08 февраля 2016
13:35
Поделиться