Шумерлинский муниципальный округ

Семинар классных руководителей: «Неблагополучные семьи или семьи, находящиеся в социально-опасном положении»

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В особой социальной поддержке нуждаются неблагополучные семьи или семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Какие же семьи являются неблагополучными, почему?

Существует много типов семей, которые можно назвать неблагополучными. Вот некоторые из них, которые выделила М.В.Шакурова в своем пособии «Методика и технология работы социального педагога»: «Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях).

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи». Такие семьи являются большой проблемой современного общества. И не является исключением и МБОУ «Ходарская СОШ».

Почему эти семьи неблагополучные? В этих семьях родители злоупотребляют спиртными напитками, есть хронические алкоголики. Отсюда следует, что воспитанием детей родители не занимаются, дети предоставлены сами себе, бродяжничают, по причине пьянства родителей бывают, голодны и неухожены. Соответственно и дома дети не видят и не знают, что такое порядок, чистота, уют.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье влекут за собой проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья. Чтобы как-то улучшить или даже искоренить неблагополучную обстановку в таких семьях проводится большая, кропотливая работа классных руководителей  совместно с администрацией села, школы, другими специализированными организациями.

Прежде чем поставить семью на учет как неблагополучную, классные руководители  собирают  материал для подтверждения неблагополучности в семье. Такие семьи сначала ставятся на внутришкольный контроль и наблюдаются в течение года. Регулярно проводятся посещения совместно с классными руководителями и членами комиссии. Проводятся беседы, составляются акты обследований, проводится диагностика с целью установления отношений в семье. Такой контроль дает возможность членам семьи осознать и исправить свое поведение, неблагополучную обстановку в семье. После того как семья поставлена на учет как неблагополучная, на нее заводится социальный паспорт. Неблагополучные семьи школа посещает 1 раз в год по плану (сентябрь). Далее в течение года по мере необходимости. Посещения семей отражаем  в специально заведенной тетради и актах обследований.

Нужно сказать, что посещение семьи играет важную роль в работе с любой категорией семей, но особенно с неблагополучной. При обследовании проводим беседы, выявляем проблемы, потребности. Главное при посещении исключить поспешность, нельзя идти на поводу эмоций. И нужно отметить, что часто посещения дают положительный результат. Члены семьи чувствуют контроль со стороны администраций села и школы и видят, что им не только помогают правильно строить семейную жизнь, но и оказывают помощь в решении каких-то семейных проблем: оказание материальной помощи, помощь в получении пособий, льгот и т.п.).

Ежегодно, в сентябре, совместно с администрацией школы составляем на каждую семью, находящуюся в социально-опасном положении, план мероприятий по программе реабилитации неблагополучных семей (тематика родительских собраний, мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни т.д.). Далее каждый месяц подводим итог, какие мероприятия, согласно плану, проведены и какие не удалось провести и по какой причине. В конце каждой четверти предоставляем в КДН и ПДН табели успеваемости и посещаемости и характеристики на учащихся из неблагополучных семей.

В течение года следим за тем, чем заняты дети из неблагополучных семей во внеурочное время, т.е. проводим рейды в каникулярное время, помогаем в выборе секций и кружков, которые работают во внеурочное время. В летний период таких детей до 14 лет устраиваем в летний лагерь при школе. Также у нас налажена связь с Центром занятости, специалисты которого помогают желающим подросткам от 14 лет трудоустроиться на летний период. Вожатый при этом помогает в оформлении документации.

Работа с неблагополучными семьями развивается при помощи родительского комитета, администрации школы, школьного Совета профилактики правонарушений, КДН и ПДН. И очень часто это дает положительные результаты.

Отдел образования, спорта и молодёжной политики Шумерлинского района



21 апреля 2015
10:19
Поделиться