г. Шумерля Чувашской Республики

Национальный проект: образование

Согласно новому законопроекту, получить 11-летнее полное среднее образование обязан каждый ученик в возрасте до 18 лет включительно, но если по каким-то причинам он не успевает освоить школьную программу, срок обучения может быть продлен до достижения им 20 лет – с получением соответствующей отсрочки от службы в армии.

Новая образовательная идеология заставляет пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования. Педагогическая общественность пытается ответить на вопрос: какие требования следует предъявлять к содержанию учебных материалов, образовательным технологиям, образовательной среде для того, чтобы выстроенный на них образовательный процесс способствовал бы росту компетентности школьников? Или, как еще говорят, способствовал бы росту «новой эрудиции».  «Эрудиция больше не представляет собой выученные наизусть факты и теории с возможностью их изложения в нужный момент (старая эрудиция), она превратилась в возможность нахождения новой информации и извлечения из нее нужных знаний (новая эрудиция)». Ориентация  школы только на знание, как известно, направлена на «выдачу из школы» ученика «правильно обученного», который «избегает неопределенностей», наполняющих реальную жизнь.

Настала пора увидеть, что функция образования – приобщение к общечеловеческим ценностям, что образование – способ развития личности, а не накачка ее информацией. А здесь нет и не может быть единых рецептов. Есть общий психологический закон,  не отменяемый никакими усилиями, - закон мотивации к поиску. И если удастся развить эту мотивацию у ребенка, то именно она поможет 18-летнему человеку в построении смысловой картины мира, позволит ему оставаться развивающимся человеком в развивающемся мире. Сейчас практически каждому ребенку присущ интерес к вычислительной  технике, программированию. Значит, очень важно поддержать и развить интерес ребенка к познанию, используя ПК при изучении всех предметов. Гимназия № 8 города Шумерля приступила к решению этой задачи.  Грант Президента РФ, полученный в процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование», был направлен на приобретение современного оборудования. Два компьютерных класса, одиннадцать кабинетов, оснащенных компьютерами, кабинет свободного доступа, семь ноутбуков, мультимедиа, локальная сеть и Интернет, который   с 1 марта 2007 года стал бесплатным для учителей и обучающихся, позволили сделать конкретные шаги по повышению мотивации к познанию у детей.  Известно, что информационно-коммуникативные  технологии дают ожидаемый наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Но нахождение разумного баланса между ними – серьезная дидактическая проблема. Ситуация осложняется тем, что «на фундаментальном научном уровне проблема развития дидактики в условиях существования высокотехнологичной информационно-образовательной среды пока никем серьезно не разработана. Но школа не может застыть в ожидании, поэтому уже сегодня изменилось место и роль учителя гимназии № 8  в современном учебном процессе. Педагог, сотрудничающий с учащимися на информационном поле, выступает в роли генератора идей, консультанта проекта, приемщика готового продукта. Благодаря этому ребята сами готовят и предъявляют компактные компьютерные презентации с картами, схемами, портретами участников событий, фотографиями, а не просто «скачивают»  с Интернета.

Компьютер с его универсальными возможностями развивает внимание, комбинированное мышление, воображение ребенка, поэтому активно привлекаются дети к использованию Интернета и современных мультимедиа для оформления конференций, праздников, вечеров, спектаклей в гимназии. Многие ребята приобрели большой опыт и навык общения с ПК, пишут собственные программы, проекты, значит, формализованные школьные отношения типа ученик – учитель, основанные на монополии учителя на знания, стали не совсем уместны.  Творческие учителя гимназии стремятся занять позицию организатора, консультанта, толкователя «правил игры», а не учителя-поводыря. Модернизация системы образования требует развития творческой направленности деятельности учителя. Образование переходит на новый уровень.

Осуществляя подготовку к новому учебному году, а именно этим сейчас занимается каждый учитель,  мы твердо верим, что, как всегда, сумеем ответить на вызовы времени, ответить на поставленные жизнью вопросы, т.к. педагогический коллектив гимназии № 8 имеет мотивацию к поиску, росту «новой эрудиции», воспитанию ищущей личности.



20 июля 2007
00:00
Поделиться