Шемуршинский муниципальный округЧувашской Республики

11:37 Как живешь, Учитель-песионер?

    Учитель… Какой  глубокий  смысл  вложен  в   само слово -  учить,  наставлять,  передавать  лучшее,  что  веками  накоплено  народом.

   Сегодняшний  учитель   несет  знания  детям  в  типовом  кирпичном   здании,  в  просторном  кабинете  с   современным  учебным  оборудованием.  Его  рабочий  стол  занимает  компьютер;  классной    доской   служит  экран,  куда  проецируется  учебный  материал  через  проектор,  или  просто  интерактивная  доска. В  шкафу  рядом  с  учебно-наглядным  материалом   -  стопки  электронных учебников  и  пособий, вместо  книг для  дополнительных  занятий  - адреса  цифровых   образовательных  ресурсов,  которые  можно  найти  в  Интернете.  

   А  как  было  вчера?  Скажем,  лет  50  тому назад?  Каждый  ли  читатель  этой  статьи  может  представить  такую  картину:  школа – деревянная,  отопление -  печное,  освещение  с  помощью   керосиновых  ламп. Все  оборудование  учителя:  учебник,  доска,  мел,  указка… Было    трудное  послевоенное  время.  Есть  в  районе    немало  учителей,  которые  и  в  таких  условиях  работали  вдохновенно,  с  полной  отдачей  сил  и  энергии.  Они  были  уверены:  от  качества  образования  зависит  процесс  восстановления  разрушенного  войной  хозяйства  и  благосостояние  народа. Ведь  для  этого  стране  нужны  отличные  специалисты,  преданные  партии  и  народу.  И  они  старались,  вдохновляя  школьников  на  добрые  дела  во  имя  Родины.

     Слово  тем,  кто  был  свидетелем  военных  сражений  за  освобождение  страны  и  детям  войны,   выбравшим  профессию  учителя  и  свято  выполнившим  свой  гражданский  долг  перед  обществом. 

   В  ходе  беседы  я  пыталась  узнать:  как  и  чем   живет  ветеран  педагогического  труда,  интересуют  ли  его  нынешние  школьные  проблемы,    с  каким  настроением  встречает    свой  профессиональный  праздник? 

 

        Гармонщиков  Александр  Иванович,  85  лет,  участник  Великой  Отечественной  войны,  педагогический  стаж  работы  34  года,  из  них  32  года  работал  директором  Бичурга-Баишевской  средней  школы.  «Заслуженный  учитель  Чувашской  АССР»

  -  Живу  с  семьей  дочери,  помаленьку  помогаю  по  хозяйству.  Интересуюсь  всем,  что  происходит  в  стране:  читаю  газеты,  смотрю  по  телевизору  «Новости»  и  «Время». Постоянно   бываю  в  школе – всегда  получаю  приглашение  на  Первое  сентября  и  на  Последний  звонок.  По  приглашению  детей   в  мае  месяце  перед  Днем  Победы  участвую  на  классных  часах.  Я  им  рассказываю  о   боевых  сражениях  за  освобождение  страны.  В  школе  имеется  музей,  которым  до  сих  пор  руковожу  сам,  туда  часто  заглядываю.  Выпущена  моя  книга  «Школьный  музей»,  но  я  дальше  продолжаю  искать  материал  о  каждом,  кто  ушел  воевать  с  территории  Б-Баишевского  сельского совета. День  Учителя  для  меня  самый  светлый  праздник,  я  горжусь  своей  профессией.  Желаю  всем  учителям  здоровья,  не  переставать  совершенствовать  свое  педагогическое  мастерство,  чтобы  сельский школьник  ни  в  чем  не  отставал  от  городского!

  

      Яковлев  Харитон  Константинович,  73  года,  педагогический  стаж  работы  40  лет,  из  них  16  лет  работал  директором  Большебуяновской  средней  школы. «Отличник  народного  просвещения  РСФСР»

  - Начал  учительствовать  в    Баскакской  семилетней  школе  без  образования.  Преподавал  все  предметы,  кроме  рисования,  пения  и  немецкого  языка.    Полюбил школу  и  решил  получить педагогическое  высшее  образование.  Став  учителем  истории  и  русского  языка  и  литературы,  вернулся  в  родную  школу  и  с  тех  пор  живу  школой.  Меня  волнует  все,  что  связано  со  школой.  Мы  в  семье    часто  обсуждаем  проблемы  школы: ведь  наша  семья  педагогическая -  моя  супруга  Елизавета  Яковлевна  всю  жизнь  преподавала  математику,  два  сына  имеют  диплом  педагога  и  тоже  преподавали,  дочь  - учитель  начальных  классов,  зять  -  педагог - возглавляет  детско-юношескую  спортивную  школу,  две  снохи  тоже  преподают  в  школе.  А  еще  сколько  внуков- школьников? Из  17  только  один  является  студентом,  остальные  ходят  в  школу  или  собираются  идти  в  школу.  В  газетах  внимательно  прочитываю  статьи  о  школьных  реформах  и  переживаю  за  судьбу  малокомплектных  школ.  Ведь  учитель  на  селе  всегда был   главной  фигурой,  к  нему  ходили  за  разъяснениями   всяких  событий,  происходящих  в  стране  и  за  рубежом.  По  поводу  всего  ходили  к  учителю  советоваться.  Как  будут  жить деревни  без  школы? 

    Люблю  бывать  в  родной  школе,  которая    была  построена  в  годы  работы  моего  директорства. С  годами  все  уютней  становится. Меня  приглашают  на  все  торжественные  линейки,  откуда  каждый  раз  возвращаюсь  с  огромной  охапкой  цветов.  Значит,  помнят  и  уважают.  По  дороге  всегда  останавливаются  машины,  и  меня  подвозят  даже  те,  кого  я  и  не  учил  и  не  знаю.  Нет  никаких  упреков  в  адрес  молодого  поколения. С  ними   надо  уметь  работать.  Без  нотаций,  без  наставлений.  Личный  пример  учителя  или  старшего   сам  воспитывает.  Лично  меня  подрастающее  поколение  только радует.  Я  это  испытываю  и  в  своей  деревне,  и  в  общении  с  детьми  и  внуками.  Спасибо  коллективу  Большебуяновской  школы  за  внимательность  к  пенсионерам.  И  всех  педагогов  с  Днем  Учителя – с  моим  самым  любимым  праздником!

   Смирнова  Надежда  Петровна,  78  лет,  педагогический  стаж  35  лет,  преподавала  русский  язык  и  литературу  в  Шемуршинской  средней  школе.  «Заслуженный  учитель  Чувашской  АССР»

 -  Живу  детьми,  людьми,  учениками.  Чувствую  себя  учителем  по  сей  день – ко  мне  приходят дети готовиться  к  урокам  со  всей  нашей  улицы.  Мы  учим  стихи,  читаем  рассказы,  решаем  примеры. С  детьми  повзрослее  беседую  о  жизни,  обсуждаем  всякие  жизненные  ситуации,  пытаясь  учить  принимать  и  сторону  собеседника,  и  тактично  отстаивать  свою  позицию.  Это  очень  важный  момент:  признавать  свои  ошибки  и  сохранить  право  голоса  другого.  Но  я  никогда  не  читаю  морали  на  эту  тему,  мы  в  ходе  беседы  только  анализируем  поступки  и  высказываемся  на  равных.    Какие  отношения  со  школой? -  Замечательные.  Меня  приглашают  на  все  праздники  и  юбилеи.  На  каждый  мой  день  рождения  приходит  полно  народу:  соседи,  коллеги  по  работе,  бывшие  ученики…Море  цветов.  Приходят  поздравлять  без  приглашения.   Я  счастлива.

    Вечерами  люблю  читать.  Особенно  классику.  Уже  который  раз   перечитываю  классическую  литературу – опять  возвращаюсь  через  некоторое  время.  Такая  художественность  в  этих  произведениях,  такой  слог,  сочный  язык,  красота  русского  литературного  языка! А  днем  у  меня  огород,  хозяйство.  Ни разу  в  жизни  не  пользовалась  никакими  ядохимикатами  даже  против  колорадского жука.  Пока  со  всеми  бытовыми  проблемами  справляюсь  сама,   но  у  меня  такие  добрые  соседи -  не  позволяют  работать  в  одиночку.  Спасибо  всем,  кто  обо  мне  помнит,  поддерживает  в  трудную  минуту!

   Захарова  Лидия  Романовна,  69  лет,  38  лет  преподавала  биологию  и  географию  в  Шемуршинской  средней  школе. «Старший  учитель»

  Почти  все  мое  время  занимают  сад   и  огород.  Занимаюсь  семеноводством.  Кое-какая  живность  имеется.   Проблемами  школы  интересуюсь  всегда.  У  меня  оба  сына  имеют  диплом  педагога,  преподавали.  Сноха  с  внучкой  преподают  иностранный  язык  в  Чебоксарах.  Мои  братья  и  сестры  -  учителя.  До  сих  пор  не  могу  привыкнуть  к  слову  «пенсионер» -  во  сне  все  спешу  в  школу,  но  все  время  опаздываю,  хотя  в  жизни  такого  со  мной  никогда  не  было.  Как  увижу  бегущих  в  школу  детей,  так  сердце  и  затрепещет,  рвется  в  школу. Я  ведь  с  детства  мечтала  стать  учителем  и  работала  в  школе  с  детьми  с  удовольствием.  Из  числа  моих  воспитанников  много  врачей,  фармацевтов,  учителей  химии  и  биологии.  Я  горжусь  ими.  Ну  и  теперь  стараюсь  не  отставать  от  жизни – вместе  с  внучкой  Женей  ставим  опыты,  пишем  проекты.  Я  была  одним  из  ее  научных  руководителей. 

   Поздравляя  всех  учителей,  хочу  посоветовать  работать  индивидуально  как  с  сильными,  так  и  с  отстающими.  Не жалейте  на  это  сил  и  времени,  ведь  не  у  всех  одинаковые  возможности.  Наберите  терпения,  а  успех  вас  обязательно  порадует!

  

Симурзина  Мария  Александровна, учитель  начальных  классов  Чукальской  средней  школы,  67  лет,  педагогический  стаж  36  лет, «Старший  учитель»

Я  с  детства  мечтала  стать  учителем,  поэтому  нашла  счастье  именно  в  школе.  И  сейчас  чувствую  себя  учителем.  Внуков  готовлю  к  школе  сама:  учу  читать,  писать,  рассказываю   о  явлениях  природы.  После  уроков  опять  же  занимаюсь с  ними  по  выполнению  домашних  заданий.  Люблю  свою  работу,  лучше  профессии  учителя  ничего  на  свете  и  быть  не  может. Часто  бываю  в  своей  родной  школе,  не  только  по  приглашению. Бываю  на  уроках  внука-третьеклассника,  ведь они  занимаются  по  нетрадиционной  программе – по  развивающему  обучению  Л.Занкова.  Мне  тоже  хочется  ее  освоить.  Но  меня  очень  волнует  объединенные   уроки  в  начальных  классах. Как  трудно  преподавать  учителю  в  двух  классах  одновременно! А любимые  занятия  те  же – выращиваю  цветы,  занимаюсь  рукоделием. Мне  так  нравится  передавать  тепло  своих  рук   внукам  и  детям  через  вязаные  вещи!

 

   Минеева  Роза  Сергеевна,  64  года,  38  лет  преподавала  химию  в  Трехбалтаевской  средней  школе,  «Заслуженный  учитель  Чувашской  АССР»

 Я  еще  не  считаю  себя  пенсионером:  я  часто  бываю  в  школе,  общаюсь  с  учащимися,  с  учителями,  постоянно  принимаю  участие  в  различных  мероприятиях  в  качестве  члена   жюри.  С  Сандркиной  С.  Р. – заместителем  директора  по  воспитательной  работе  -  обсуждаем  и  утверждаем  конкурсы,  турниры.  Я  в  школе  как  член  педагогического  коллектива,  поэтому  не  чувствую  себя  пенсионером.  Ни  одно школьное  мероприятие  без  моего  участия  не  проходит,  я  за  это  очень  благодарна  Светлане  Ревовне.  Ученики  со  мной  всегда  здороваются,  поздравляют  со  всеми  праздниками. И  я  живу  их  интересами  и  проблемами.  Вот  бы  им  иметь   свой  актовый  зал,  чтоб  не  бегали  проводить  мероприятия  в  сельский  Дом  культуры.  Об  этом  лично  сама  хочу  попросить  Быкова  Н.Н.,  не  поможет  ли  оборудовать  актовый  зал  в  своей  родной  школе?  Чем  занимаюсь  дома?  Все  тем  же: садом, огородом,  животными.  И  за  работой  всегда  пою  -  знаю  все  песни  из  репертуара  Л.Зыкиной  и  В.  Толкуновой.  А все  мысли,  воспоминания,  конечно,  о  школе.  Каких талантливых  детей  мы  выпускали,  сколько  заслуженных  артистов  воспитала  школа!  И  дети  благодарны,  столько  поздравлений  я  получаю  по  случаю  праздников!  Спасибо  Фадееву  В.П.  за  внимание  ко  мне,  я  очень  дорожу  его  поздравительными  открытками . С  праздникам,  учителя!

                                                                                                      Методист Г.Н.Иванова



07 октября 2009
00:00
Поделиться