13:42 Порецкий район: развивается система дошкольного образования
В настоящее время система дошкольного образования Порецкого района имеет в своем составе 3 дошкольных учреждения и группы дошкольного образования при 8 школах. С 2007 года детские сады переведены на самостоятельное финансирование и имеют государственную аккредитацию. В районе действует целевая Программа развития дошкольного образования на 2007-2010 годы, утвержденная собранием депутатов 20.04.2007 года, которая является подпрограммой районной целевой программы развития образования.
С 2007-2008 учебного года на реализацию программы развития дошкольного образования стали выделяться планируемые финансовые средства, позволившие создать в 2007-2008 учебном году группы интеграции общего дошкольного образования и коррекции проблем недоразвития речи для детей шестилетнего возраста в 2 детских садах с. Порецкого, в которых, согласно программе введены штатные единицы учителей логопедов.
В этот период действовали 3 группы инклюзивного образования детей (2 - в детских садах «Сказка» и «Колокольчик» с.Порецкого, 1 группа дошкольного образования Ряпинской ООШ), учреждения дошкольного образования посещали 3 ребенка-инвалида, воспитание и обучение которых осуществлялось по индивидуальным программам, разработанным педагогами с учетом ограниченных возможностей их здоровья. Действовали и группы интеграции режима полного дня и кратковременного пребывания для детей, нуждающихся в предшкольной подготовке (в Кудеихинском детском саду «Рябинка», группе дошкольного образования Семеновской СОШ). Организовывался подвоз 5 воспитанников из сел Сиява, Шадриха, Кожевенное в Кудеихинский детский сад «Рябинка», 2-х воспитанников в группу дошкольного образования Семеновской СОШ, из с. Полибино и 1-го воспитанника из с.Козловка - в группу дошкольного образования Ряпинской ООШ. Открыта муниципальная методическая площадка толерантного воспитания на базе Порецкого детского сада «Сказка», в котором активно ведется работа по авторским проектам: проекта «Народные мотивы» (диалог русской, чувашской, мордовской культур», проекта «Доброведение» (по предупреждению ассоциативного поведения дошкольников), проекта «Сяткине» («Искорка») –(поддержки мордовских культурных традиций). В 2 детских садах и 8 школах, имеющих группы дошкольного образования созданы и действуют органы общественного самоуправления – попечительские советы, оказавшие помощь в сборе в течение учебного года 208 тысяч спонсорских денежных средств для создания оптимальных условий содержания воспитанников дошкольных учреждений.
Дошкольные учреждения и педагоги принимают участие в конкурсе грантов: отличился проект «Сяткине» («Искорка») по поддержке национальных культурных традиций мордовского народа Порецкого детского сада «Сказка» - выиграл в грант 25 тыс. рублей в 2007 году, воспитатель–разработчик данного проекта Гиниятова Валентина Викторовна достойно представила Чувашскую Республику с обобщенным опытом работы по данному проекту на Межрегиональном семинаре-совещании «Реализация национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях», проходящем в октябре 2007 года в г.Саранске. Воспитатель Порецкого детского сада «Сказка» Тарасова Нина Владимировна стала обладателем гранта Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова в 2007 году, а Порецкий детский сад «Сказка» стал обладателем гранта министерства образования Чувашской Республики в 200 тысяч рублей в 2008 году.
Развитие дошкольного образования легче осуществить на основе профессионального роста и творческой активности педагогов: 31% педагогов учреждений дошкольного образования Порецкого района имеют высшее педагогическое образование, 18% обучаются в высших учебных заведениях республики по профилю рода деятельности. В 2007-2008 учебном году впервые 2 воспитателям и 1 руководителю дошкольного учреждения присвоена высшая квалификационная категория (это - 7,3 % состава педагогических кадров района). Вводится финансовая поддержка творчески работающих педагогов дошкольных учреждений. Впервые в
Вопрос снижения уровня заболеваемости воспитанников стоит на первом месте в задачах дошкольного образования. Средний уровень заболеваемости в дошкольных учреждениях района с 2004 по2006 год повышался с 3,7 дня до 4,2 дня. Пристальное внимание использованию инновационных технологий оздоровления дошкольников в 2007-2008 учебном году позволило снизить уровень заболеваемости до показателя 3,6 дня в день.
В период с 2000 по 2003 гг. катастрофически снижался уровень рождаемости в районе, который колебался в пределах 92-97 малышей в год, это привело к резкому снижению количества дошкольников в малых селах, и соответственно - последующему снижению количества воспитанников учреждений дошкольного образования малых населенных пунктов района. Количество воспитанников в отдельных группах дошкольного образования при школах не достигало 10 - оптимального для финансирования согласно норматива наполняемости. Именно этим была обусловлена реструктуризация одногрупповых детских садов в группы дошкольного образования при школах (за последние 2 года реструктуризированы в дошкольные группы при школах 2 одногрупповых детских сада - Семеновский и Октябрьский), имевших государственную аккредитацию. В школах для них отведен весь необходимый набор помещений, проведена канализация, водопровод, смонтировано горячее водоснабжение, отремонтированы противопожарные сигнализации. В целях сохранения группы дошкольного образования Турдаковской ООШ, имеющей на начало 2008-2009 учебного года лишь 5 воспитанников, она приобрела статус группы кратковременного режима семичасового пребывания - 5 дней в неделю, данный режим приемлем для населенных пунктов Рындино и Турдаково, так как мамы воспитанников дошкольной группы, в основном, домохозяйки.
Остается актуальным вопрос повышения охвата дошкольников системой дошкольного образования, который составил на начало 2008-2009 учебного года 61,4 %. Предшкольной подготовкой охвачен 81% детей 5-6 летнего возраста. Наметилась проблема очередности для поступления в дошкольные учреждения села Порецкого, над разрешением которой руководство района задумалось серьезно, собираясь открыть группы дошкольного образования к 2010 году.