Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Год Матери и Отца: Счастье мое - семья

Год Матери и Отца: Счастье мое - семья

6 марта 2017 г. в читальном зале Порецкой межпоселенческой библиотеки прошел познавательный час «Счастье мое - семья», приуроченный к Году Матери и Отца.

В беседе с читателями было рассказано о том, что на Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств - любви, взаимопонимания и ответственности. Читателям также было предложено просмотреть альбом «Порецкое в фотодокументах» с интереснейшим архивным материалом и старинными фотографиями нашего села и семей, живших в начале XX века.

Семья - это муж и жена, это дом, это родители и дети, бабушки и дедушки. Это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции.

В старину на Руси несколько семей жили под одной крышей. Хозяйство одной семьи в разных местах и в разные времена называли по-разному (двор, дым, оседлость).

Большая многодетная семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением. «Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына сын», - говорит древнейшая пословица. В одном этом высказывании заключен целый мир. Три сына нужны, во-первых, чтобы двое заменили отца и мать, а третий подстраховал своих братьев, во-вторых, если в семье много дочерей, род и хозяйство при трех сыновьях не погибнут и не прервутся; в-третьих, если один уйдет служить князю, а второй Богу (согласно русской пословице), то один-то все равно останется.

Вспомнили основные названия родственников. Муж и жена, называемые в торжественных случаях супругами, имели множество других названий.

Хозяин, супруг, супружник, мужик, отец, боярин в разных обстоятельствах назывались женами мужья. Жен называли «женка», «большуха», «баба» и т. д. Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, маткой, мамкой, родительницей. Отца сыновья и дочери кликали чаще всего тятей, батюшкой.

Веками складывались в крестьянской семье и взаимоотношения полов. Женщина, закатывающая на воз многосаженное бревно или махающая кувалдой в кузнице, была так же нелепа, как и прядущий кузнец или доящий корову мужчина. Только по великой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а овдовевший мужчина садился с дойником под корову.

Все руководство домашним хозяйством было в руках большухи - женщины, жены и матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, муке и др. Под неусыпным взором большухи было все связанное с питанием семьи: приварок, соблюдение постов, выпечка хлеба, стол праздничный и будничный, баня, тканье и т. д. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. Звание большухи с годами незаметно переходило к жене сына.

Хозяин, глава дома и семьи, ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед часто имел во всяком деле не только совещательный, но и решающий голос. В добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причем открыто при детях.

При особой многочисленности, выражаясь по-современному, семья становилась «неуправляемой», поэтому женатый сын, если у него имелись братья, стремился отделиться от хозяйства отца. Мир нарезал ему землю, а дом строили всей семьей. Дочери, взрослея, тоже покидали отцовский дом, стараясь не выходить замуж раньше старшей сестры. «Через сноп не молотят», говорилось о неписаном законе очередности замужества.

Вспомнили обычаи и традиции семей, в которых жили бабушки и дедушки, а также пословицы и поговорки, очень точно подмечающие житейскую истину:

Жениться - не лапоть надеть.

На что и клад, когда у мужа с женой лад.

Женился на скорую руку, да на долгую муку.

С доброй женой горе - полгоря, а радость - вдвойне.

Баба да кошка в избе, мужик да собака - на дворе.

Не та счастлива, что у отца, а та, что у мужа.

В России традиция чтения имеет очень глубокие корни. В каждой стране свои национальные традиции человеческих взаимоотношений в семье. У нас же всегда собирались вокруг самовара, под абажуром и непременно с книгой. Хорошая, умная книга и чтение объединяют людей, вдыхают любовь и взаимопонимание в сложные человеческие взаимоотношения.



07 марта 2017
08:36
Поделиться