Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Семинар с дошкольными работниками «Роль семьи в развитии ребенка»

Семинар с дошкольными работниками «Роль семьи в развитии ребенка»

 «Основной закон, конституция семьи – это взаимоотношения отца и матери:

 органично ли сочетаются мужское и женское начала в семье по законам справедливости, укоренилось ли в семье уважение к физическому и

 духовному выражению понятий «женщина» и «мужчина».

 Ролан Быков

Семинар с дошкольными работниками, который был посвящен проблеме «Роль семьи в развитии ребенка», для его участников начался несколько неожиданно.

Почему в нашем районе ухудшается демографическая ситуация? Увеличивается количество социально-опасных семей?

Инициатор  круглого стола, Центр диагностики и консультирования отдела образования, неслучайно подготовил для педагогических работников дошкольного образования такие сложные вопросы к дискуссии: 2017 год Главой Чувашской республики объявлен Годом Матери и Отца. 

Дом начинает рушиться там, где наиболее уязвимое место. Так и семья оказалась наиболее слабым звеном  общества. А все социально-экономические проблемы государства  больно ударяют по нашим детям.

Гости семинара активно включились в диалог по решению многих  социальных и педагогических вопросов. Какая семья может воспитывать полноценного ребенка? Как повышать педагогическую грамотность родителей?

Участники дискуссии также высказали свое мнение по поводу коррекции эмоционально-поведенческих отклонений дошкольников, психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.

Наибольший интерес присутствующих гостей вызвали выступления специалистов сопровождения МБОУ «Красночетайская СОШ» Елены Емельяновой и Светланы Ярайкиной.

Педагог-психолог Елена Андреевна  раскрыла тему «Роль авторитета родителей в воспитании ребенка».

Она отметила, что «авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера».

Специалист считает, что  позитивное  влияние отца и матери на детей, основанное на их знаниях, нравственных и личностных  достоинствах, необходимое условие правильного воспитания.

Педагог-психолог рассказала о самых типичных ошибках  многих современных родителей, касающихся этой темы.

«Как показывает практика, в последнее время  появилась ложная родительская идеология полного отказа от себя «во имя ребенка».  Видя в ребенке основной смысл жизни, родители встают на путь  «рабства».  В некоторых  семьях дети рассматривают своих родителей как машину для удовлетворения своих потребностей. У многих  родителей личная жизнь заканчивается в 20–30 лет, а дальше начинается лишь самоотверженное служение детям. Доказательством этого является тот факт, дети в современных семьях, как правило, одеты лучше, чем родители, имеют сотовые телефоны самых последних марок».

Психологи утверждают, такая позиция в семье не совсем оправдана. В такой семье ребенок растет эгоистичным, настоящим потребителем.

«Не менее опасна другая крайность, когда родительский авторитет абсолютизируется, подается как непререкаемая догма. Тогда воспитание становится чисто авторитарным, и  не  будет способствовать подлинному развитию формирующейся личности».

В своем выступлении педагог-психолог также рассказала  о примерах ложного авторитета, когда родители завоевывают к себе расположение с помощью подкупа  или  поддельной  дружбы.

«Уважение в семье начинается с уважения матери к отцу, отца к матери. Ребенка нужно приучать уважать время, интересы отца и матери».

Учитель – логопед  Светлана Ярайкина рассказала участникам семинара о том, как влияют родители на формирование правильной речи, перечислила основные  ошибки,  принципы работы по  развитию речи детей дошкольного возраста.

Как правильно отмечает специалист, формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях.  «Родители должны обращать внимание не только на обогащение словаря ребенка, развитие разговорной речи и её грамматической правильности, но также и на звуковую сторону речи. Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Ребенок, которыйзамечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить».

Заключительная часть семинара посвящена деловой игре, во время которой заведующий Центром диагностики и консультирования Алевтина Савельева вовлекла гостей в интересную беседу по теме «Мой родительский опыт». Участники конструктивной беседы поделились опытом семейного воспитания, рассказали о том какие приемы  воспитания успешно  используется ими в своей педагогической деятельности. Были высказаны мнения о необходимости использования таких технологий позитивного общения, как создание ситуации успеха и выбора, принципов взаимодоверия и искренности, планирования семейных дел,  организации  совместного досуга  и т.д.

В конце семинара во время презентации на тему  «Влияние семейных отношений на формирование личности и характер ребенка» руководитель психологической службы привела яркие примеры их личной практики, рассказала  о типах и стилях семейного воспитания,  учила приемам выявления родительского потенциала, указала на типичные ошибки воспитания в семье.

Гостей семинара волнует проблема увеличения неполных семей. Все хорошо осознают, что последнее приводит ко многим заметным эмоционально-поведенческим отклонениям детей и подростков.  Дети, лишенные материнской любви и внимания, восполняют дефицит общения компьютерными  играми, чаще находятся в  асоциальном окружении,  вступают  в  ранние половые отношения и т. д…

Только усилиями школы, общества, государства и института семьи можно решить все перечисленные проблемы.

Детская природа  нуждается в матери и отце,  а семья – в женском и мужском начале…

Заведующий Центром диагностики и консультирования Алевтина Савельева

 



10 февраля 2017
09:08
Поделиться