Семинар с дошкольными работниками «Роль семьи в развитии ребенка»
«Основной закон, конституция семьи – это взаимоотношения отца и матери:
органично ли сочетаются мужское и женское начала в семье по законам справедливости, укоренилось ли в семье уважение к физическому и
духовному выражению понятий «женщина» и «мужчина».
Ролан Быков
Семинар с дошкольными работниками, который был посвящен проблеме «Роль семьи в развитии ребенка», для его участников начался несколько неожиданно.
Почему в нашем районе ухудшается демографическая ситуация? Увеличивается количество социально-опасных семей?
Инициатор круглого стола, Центр диагностики и консультирования отдела образования, неслучайно подготовил для педагогических работников дошкольного образования такие сложные вопросы к дискуссии: 2017 год Главой Чувашской республики объявлен Годом Матери и Отца.
Дом начинает рушиться там, где наиболее уязвимое место. Так и семья оказалась наиболее слабым звеном общества. А все социально-экономические проблемы государства больно ударяют по нашим детям.
Гости семинара активно включились в диалог по решению многих социальных и педагогических вопросов. Какая семья может воспитывать полноценного ребенка? Как повышать педагогическую грамотность родителей?
Участники дискуссии также высказали свое мнение по поводу коррекции эмоционально-поведенческих отклонений дошкольников, психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.
Наибольший интерес присутствующих гостей вызвали выступления специалистов сопровождения МБОУ «Красночетайская СОШ» Елены Емельяновой и Светланы Ярайкиной.
Педагог-психолог Елена Андреевна раскрыла тему «Роль авторитета родителей в воспитании ребенка».
Она отметила, что «авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера».
Специалист считает, что позитивное влияние отца и матери на детей, основанное на их знаниях, нравственных и личностных достоинствах, необходимое условие правильного воспитания.
Педагог-психолог рассказала о самых типичных ошибках многих современных родителей, касающихся этой темы.
«Как показывает практика, в последнее время появилась ложная родительская идеология полного отказа от себя «во имя ребенка». Видя в ребенке основной смысл жизни, родители встают на путь «рабства». В некоторых семьях дети рассматривают своих родителей как машину для удовлетворения своих потребностей. У многих родителей личная жизнь заканчивается в 20–30 лет, а дальше начинается лишь самоотверженное служение детям. Доказательством этого является тот факт, дети в современных семьях, как правило, одеты лучше, чем родители, имеют сотовые телефоны самых последних марок».
Психологи утверждают, такая позиция в семье не совсем оправдана. В такой семье ребенок растет эгоистичным, настоящим потребителем.
«Не менее опасна другая крайность, когда родительский авторитет абсолютизируется, подается как непререкаемая догма. Тогда воспитание становится чисто авторитарным, и не будет способствовать подлинному развитию формирующейся личности».
В своем выступлении педагог-психолог также рассказала о примерах ложного авторитета, когда родители завоевывают к себе расположение с помощью подкупа или поддельной дружбы.
«Уважение в семье начинается с уважения матери к отцу, отца к матери. Ребенка нужно приучать уважать время, интересы отца и матери».
Учитель – логопед Светлана Ярайкина рассказала участникам семинара о том, как влияют родители на формирование правильной речи, перечислила основные ошибки, принципы работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Как правильно отмечает специалист, формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. «Родители должны обращать внимание не только на обогащение словаря ребенка, развитие разговорной речи и её грамматической правильности, но также и на звуковую сторону речи. Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Ребенок, которыйзамечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить».
Заключительная часть семинара посвящена деловой игре, во время которой заведующий Центром диагностики и консультирования Алевтина Савельева вовлекла гостей в интересную беседу по теме «Мой родительский опыт». Участники конструктивной беседы поделились опытом семейного воспитания, рассказали о том какие приемы воспитания успешно используется ими в своей педагогической деятельности. Были высказаны мнения о необходимости использования таких технологий позитивного общения, как создание ситуации успеха и выбора, принципов взаимодоверия и искренности, планирования семейных дел, организации совместного досуга и т.д.
В конце семинара во время презентации на тему «Влияние семейных отношений на формирование личности и характер ребенка» руководитель психологической службы привела яркие примеры их личной практики, рассказала о типах и стилях семейного воспитания, учила приемам выявления родительского потенциала, указала на типичные ошибки воспитания в семье.
Гостей семинара волнует проблема увеличения неполных семей. Все хорошо осознают, что последнее приводит ко многим заметным эмоционально-поведенческим отклонениям детей и подростков. Дети, лишенные материнской любви и внимания, восполняют дефицит общения компьютерными играми, чаще находятся в асоциальном окружении, вступают в ранние половые отношения и т. д…
Только усилиями школы, общества, государства и института семьи можно решить все перечисленные проблемы.
Детская природа нуждается в матери и отце, а семья – в женском и мужском начале…
Заведующий Центром диагностики и консультирования Алевтина Савельева