Территория здоровья
Ни для кого не секрет, что смена обстановки всегда влияет на наше самочувствие, отражается на нашем здоровье. Когда дело касается детей, все процессы происходят еще в большей степени.
Речь идет о первоклассниках, которые в этом году поступили в общеобразовательные организации нашего района. Результаты муниципальной психолого- медико –педагогической комиссии свидетельствовали, что есть определенная группа дошкольников, которая пошла в первый класс без определенной психологической, интеллектуальной подготовки.
Центр диагностики и консультирования отдела образования рекомендует всем общеобразовательным организациям отслеживать самочувствие таких учащихся. С этой целью специалистами муниципальной психологической службы с 14 по 18 ноября нынешнего года проводится мониторинг первоклассников: во всех в первых классах общеобразовательных организаций будет организовано анкетирование по двум методикам :«Анкета для родителей», анкета «Выявление причин школьной неуспешности».
Первая анкета подготовлена для родителей первоклассника. В данной анкете подобраны такие вопросы, которые позволяют выявить школьную мотивацию ребенка.
Родители должны сосредоточить свое внимание на таких моментах: хочет ли ребенок идти в школу, устает ли он, нуждается ли в помощи при выполнении заданий, усваивает ли программу, какие впечатления испытывает от занятий, какие трудности испытывает во время учебы, дружит ли с одноклассниками.
Анализ ответов поможет определить степень успешной адаптации первоклассника. Результаты анкетирования дают возможность организовать адресную работу с детьми, которые испытывают трудности в привыкании (дезадаптация).
Вторая анкета «Выявление причин школьной неуспешности» уникальна по своей сути: она поможет выявить особенности эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы каждого анкетируемого.
Знание того, испытывает ли ребенок отрицательные чувства и эмоции во время учебы (нервность, тревожность, двигательное беспокойство, расторможенность, рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность, утомляемость, истощаемость, раздражительность, агрессивность, вялость, пассивность, робость, скованность), поможет предупредить заболевания нервно-психического характера.
Интенсификацию учебного процесса, школьный стресс способны выдержать не все: дети со слабым типом нервной системы; дети, имеющие неблагоприятную психологическую среду в семье; соматически ослабленные и болеющие дети ; и т.д.
Проблема требует комплексного похода: участие всех институтов (семьи, школы, общественности, медицинских и др. учреждений); индивидуальный подход к каждому ребенку; снижение учебной и психической нагрузки; разработка индивидуальных адаптированных программ; выработка навыков стрессоустойчивости учащихся; медикаментозное сопровождение; развитие выносливости организма детей; снятие стрессогенного фактора в учебном процессе ; и т.д.
Дети – наше будущее. Кто будет заботиться об их здоровье, если не мы, взрослые. Путь школа будет особой территорией здоровья.
Заведующий Центром диагностики и консультирования А.Н.Савельева