Не пускайте серость в душу
Многолетняя практика работы с подростками дает право думать, что многие правонарушения совершаются из-за отсутствия смысла жизни у многих моих подопечных. Молодые люди испытывают большую проблему в организации досуга: не знают как «убить» время…
Как научить детей видеть смысл и цель жизни? Что делать, чтобы наши дети научились ценить время и чувствовать красоту бытия? Как жизнь наполнить радостью? А что является настоящей ценностью?
На эти и другие вопросы пытались ответить собравшиеся 12 апреля в Центре диагностики и консультирования специалисты социально-психологических служб общеобразовательных организаций района. На семинаре рассматривался вопрос «Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей».
Идея организации такого мероприятия была подсказана республиканским семинаром, который проходил в конце февраля на базе Центра образования и комплексного сопровождения детей и подростков.
Основная цель семинара - вооружить специалистов сопровождения новым инструментарием для работы с малолетними правонарушителями. Участники республиканского семинара Альбина Романова и Надежда Печникова с удовольствием поделились с психологическими новостями.
Альбина Романова рассказала о новых формах документации по сопровождению детей группы риска, среди них карта и дневник социально-психологического сопровождения, которая дает возможность оценить риски повторного совершения правонарушения.
Кстати, статистика свидетельствуют, что в республике увеличилось число повторных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Такая ситуация требует осмысления деятельности всех служб и субъектов профилактики. Поэтому мы, специалисты психологической службы района, в очередной раз решили обсудить данную проблему со своими коллегами.
Представители из общеобразовательных школ района в ходе беседы за круглым столом пытались ответить на вопросы: «Какие установить взаимодоверительные отношения с малолетними правонарушителями?», «Как скоординировать работу всего педагогического коллектива образовательного учреждения в процессе реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка группы риска?», «Каким образом прийти к взаимопониманию в данном вопросе всем межведомственным службам?». Многие проблемные вопросы специалисты Центра диагностики и консультирования решают практическим путем: предлагают конкретные приемы и методы сопровождения детей данной категории.
Педагог - психолог Центра диагностики и консультирования Надежда Печникова особое значение придает психологическим приемам работы с трудновоспитуемыми детьми. Так, например, давно известные приемы арт-терапии вполне удачно можно применять и в работе с детьми группы риска. Они являются прекрасным способом освобождения ребенка от негативных эмоций и установления положительного психического состояния.
Специалист в своем выступлении привела примеры использования жизни уникальных личностей (с ограниченными возможностями здоровья как Элисон Лапер, Ник Вуйчич ) при актуализации положительных качеств трудных детей. В процессе психологической диагностики и терапии можно использовать картины английской художницы Жозефины Уолл. Спектр приемов работы зависит от самого организатора. Выступающий, кроме этого, предложила нравственную психологическую игру «Мои жизненные ценности».
Выступление педагога-психолога МБОУ «Красночетайская СОШ» Елены Емельяновой по теме «Развитие эмоционального интеллекта детей» было очень востребованным. Организованная специалистом школьной психологической службы в кругу своих коллег деловая игра с использованием дидактических карточек автора интересной методики Юлия Гиппенрейтэра получила положительный отклик.
В своем выступлении «Метафорические карты как инструмент в работе практического психолога» мне удалось рассказать о проективных методах диагностики, которые хорошо известны и популярны в психологии. Те, кто однажды попробовал с помощью этого инструмента исследовать область ассоциаций и образов, уже не представляют себе работу без этих чудесных карт!
Какой психолог откажется от эффективной методики, позволяющей практически мгновенно получить без сопротивления доступ к бессознательному клиента, раскрыть субъективные причины поведения человека, межличностного поведения на более глубоких слоях подсознания?
Психологическая игра «Колесо жизни», с методикой которого я ознакомила участников семинара, помогла многим определить проблемные зоны своей жизни в таких сферах как «Дом и пространство», «Карьера», «Любовь», «Развлечение и отдых», «Свободное время», «Семья и дети», «Здоровье», «Деньги». Эта методика успешно используется и в работе с детьми группы риска.
В завершающей части семинара, подведя итоги дня, продемонстрировала презентацию «Основные права и обязанности ребенка», где в очередной раз напомнила об гражданских правах и обязанностях детей с момента рождения до 18 лет. Особо акцентировала на правонарушения, при которых ребенок должен нести уголовную ответственность, дала адреса всех учреждений, которые обязаны защищать права несовершеннолетних.
Много интересного и нового узнали собравшиеся гости на данном практическом семинаре. Поняли, чем разнообразнее жизнь наших детей, тем меньше у них времени совершать плохие поступки.
Не пускайте серость в душу…
P.S. Мы, организаторы мероприятия, надеемся, что участники семинара Алевтина Алексеева, Людмила Долгова, Светлана Илларионова, Ангелина Лаптева, Марина Парфенова, Ирина Мерзлайкина, Галина Спиридонова, Светлана Туйманкина, Светлана Ярайкина, Елена Андреева, Лариса Петрова обязательно поделятся с предложенными нами социально-психологическими приемами сопровождения детей группы риска в своих общеобразовательных организациях.
Заведующий Центром диагностики и консультирования А.Н.Савельева