Сердце с распускающимся внутри цветком
«…На мою просьбу нарисовать первую ассоциацию,
связанную с темой семинара «Профилактика детских неврозов и страхов»,
один из участников сегодняшнего семинара нарисовал сердце
с распускающимся внутри цветком.
Свою «миниатюру» она объяснила так :
«Проблемный ребенок так нуждается в нашей любви …
И только наши наполненные светом сердца могут
дарить им искру тепла и радости …»
Я с ней согласна ...»
Каждое живое существо на этой Земле хочет «завоевать» свою «территорию». Это нормальное проявление природы: любая живая материя должна иметь пространство для функционирования.
Интерес вызывает то, какими методами и средствами завоевывается так называемое «жизненное пространство»? Насколько оно разрушающе (или созидающе) действует на окружающий мир?
Вот судите сами: если для одного представителя этого мира «зубы», «когти» являются основным оружием «выживания», то для другого, возможно, гибкое тело, быстрые ноги и толстая шерсть - необходимое средство защиты…
Так и в мире человеческом каждый осознанно или инстинктивно жизнеутверждается: приспосабливается в многогранном мире, в поте лица добывает хлеб, после себя оставляет потомков…
Лес рубят, щепки летят…
Социально-экономические условия, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, безысходность – все эти явления вселяют в людей чрезмерную тревожность, страхи. Более взрослая часть населения привыкла избавляться от такой формы стресса агрессивным поведением, алкоголизмом и другими негативными способами…
Чаще всего отрицательные эмоции и разрушительная энергия «оседает» на более незащищенной части населения – на детях.
Поэтому увеличились дети с проблемами в поведении и развитии.
Сегодня никто не застрахован от агрессивной модели жизни: она культивируется через всевозможные «каналы» бытия…
Как защищать наших детей от разрушающей силы человеческого поведения? Как сохранить будущее от негативной энергии? Как увеличить в себе силу добра, света?
Противостоять (да, именно противостоять) этому нельзя! Ибо любое противостояние - это уже борьба, а в любой войне - кровь, слезы, потери…
Мы не хотим потери, мы хотим увеличения света, радости, тепла, энергии созидания…
26 января в стенах Центра диагностики и консультирования отдела образования администрации Красночетайского района организован семинар с дошкольными работниками по проблеме «Профилактика детских неврозов и страхов». Специалисты психологической службы района последовательно объясняли приглашенным гостям причины детских неврозов, рассказали о его проявлениях, вооружили их приемами коррекции.
Невроз навязчивых состояний, невроз истеричного характера, неврастения, некоторые виды заикания, тики, нарушения сна, энурез и энкопрез, некоторые виды патологического поведения – первопричинами всех данных нарушений является отсутствие позитивных благоприятных условий в семье. Эти причины (биологические, психологические, социальные) часто не осознаются родителями .
Бытовые скандалы, развод родителей, психические и умственные перегрузки, эмоциональная разрушающая среда приводит к таким заболеваниям.
Такие нарушения проявляются чаше у таких детей, которые отличаются эмоциональной, чувствительной, ранимой натурой, слабой нервной системой.
В процессе семинара участники беседы активно включились в конструктивный разговор, приводили примеры из жизни, задавали вопросы, дополняли выступления собеседников своими педагогическими наблюдениями.
Во время работы за круглым столом гостям особенно понравился арттерапевтический прием: Сделай рисунок-ассоциацию по теме «Ребенок и проблемная среда обитания». Данное упражнение помогло участникам игры еще глубже осознать причины возникновения неврозов и выработать методы профилактики возникновения таких недугов.
Заключительная часть семинара была посвящена теме профилактики детских страхов.
По мере психофизического развития у всех нормальных детей появляются (затем сами же исчезают) какие-либо страхи. Информация о детских возрастных страхах - необходимое условие их правильной коррекции. Отсутствие знаний повлияет на «задержку» страхов в каком – либо возрасте, а последнее со временем превращается в невроз.
В «выведении» страхов большую роль играют родители. Именно семейная среда влияет на «закрепление» страхов или, наоборот, на их нейтрализацию.
Поэтому педагог-психолог особое внимание уделила методическим рекомендациям по коррекции нарушений поведения детей,лечению детских страхов и неврозов.
В этом деле хороши разные приемы: игровые занятия, сказкотерапия, песочная терапия, физкультура, прогулки на свежем воздухе и т.д.
Но важнее всего - теплая атмосфера в семье, любовь к ребенку, желание понять малыша и готовность прийти к нему на помощь в трудную минуту.
Заведующая Центром диагностики и консультирования А.Н.Савельева