Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Внимание: мониторинг!

Идет четвертый год реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Ежегодно по итогам 1,2,3 года реализации федерального стандарта начального образования проводился мониторинг освоения программных требований учащимися начальных классов. Так, с 5 по 6 мая 2014-2015 учебного года учащиеся 4 классов всех общеобразовательных учреждений Красночетайского района участвуют в очередном мониторинге. Организацию и проведение данного мероприятия возложили на Центр диагностики и консультирования. Проверка знаний программы начального класса осуществляется с помощью, так называемых, комплексных работ, которые по форме очень похожи на единые государственные экзамены. В этом году комплексная работа для учащегося 4 класса состоит из несплошного текста, к которому даётся ряд заданий на материале русского языка, чтения, математики, окружающего мира. Задания комплексной работы позволяют установить уровень владения четвероклассниками основными общеучебными умениями: навыками осознанного чтения, умениями работать с текстом. Проверяются такие разделы языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи. В области математики дети должны показать свои знания по овладению основополагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса (числа и действия с ними, работа с данными), в том числе сформированность вычислительных навыков, навыков решения и оформления математических задач. По окружающему миру проверяется сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий. Туда входят объекты живой и неживой природы. Необходимо также распознавать некоторые географические объекты. Анализируя специфику нынешних контрольных срезов, прихожу к выводу, что они кардинально отличаются от «старых» не только своим содержанием, формой, но и методикой организации. Очень импонирует акцент на психологическую составляющую проверок. Учет личностных особенностей детей: темпа работы, темперамента, особенностей работоспособности. Наличие предварительной работы по снятию стресса перед организацией проверки. Полное педагогическое сопровождение во время работы. Установка на успех. Вот, к примеру, при организации нынешних комплексных работ учителя получают следующую инструкцию: всем учащимся при необходимости должна быть оказана помощь, стимулирующая и направляющая действия ребёнка. Выполнение работы должно протекать в спокойной, доброжелательной атмосфере. учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т.п.). Оказание помощи детям не только допустимо, но и необходимо. Основными формами служат: − мягкий, ненавязчивый контроль полноты и качества выполнения работы учащимися, своего рода страховка учащихся; − общее стимулирующее и направляющее воздействие на детей, их поощрение и поддержка в ходе работы над заданиями; − ответы на вопросы детей, направляющая помощь при возникающих затруднениях. Подстраховка детей необходима, поскольку не все дети в состоянии «удерживать рамку» задания. В ряде случаев целесообразно сообщить ребёнку, что вам кажется, что он не все задания выполнил правильно, и предложить проверить всё ещё раз. Иногда бывает необходимо прямо указать ребёнку на задание, в котором допущена ошибка, и предложить ещё немного подумать или задать наводящий вопрос. В ходе выполнения работы необходимо поддерживать учащихся словами одобрения, отмечать, как они научились самостоятельно и сосредоточенно работать и т.п. Если у детей возникает вопрос или затруднение, следует оказать им и более действенную помощь, например, уточнить способ и последовательность действий, посоветовать использовать какой-либо специальный приём. Например, при выполнении пятого задания на дифференциацию звуков и букв посоветовать детям обвести или выделить цветом нужные буквы в словах непосредственно в читаемом тексте. Общим принципом оказания помощи является не прямая подсказка, а такой вопрос или совет, который направит действия ребёнка и позволит ему в определённом смысле самостоятельно получить правильный ответ. Ряд заданий комплексной работы для 4 класса требует владения навыками сотрудничества и коммуникации. Они дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции. Итоговые комплексные работы позволяют проследить динамику формирования основных предметных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения. Подведя итог, хочется сказать, многие учителя используют оценку как орудие для карательных мер против ученика, это не дает никаких позитивных результатов, кроме отрицательных. Поэтому давайте учиться сопровождать ученика не только в процессе организации контрольных работ, но и в течение всей школьной жизни.



13 мая 2015
11:18
Поделиться