Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Мониторинг по проблеме выявления компьютерной зависимости

В соответствии с планом работы Центра психолого-педагогической помощи отдела образования администрации Красночетайского района на 2009-2010 учебный год специалистами  Центра психолого-педагогической помощи в  феврале текущего года проведен цикл  экспериментально-мониторинговых исследований по проблеме выявления интернет-зависимости игромании  среди учащихся  образовательных учреждений двух возрастных групп (учащихся младшего школьного возраста - 1 группа, учащихся основного и среднего школьного возраста - 2 группа). Основные методы исследования: анонимное анкетирование учащихся 1-11 классов всех  общеобразовательных школ района, целевые  выезды в образовательные учреждения, организация бесед и тренингов по вышеуказанной проблеме, подведение итогов исследования в форме приказа. В мониторинговом исследовании приняли участие учащиеся всех образовательных учреждений  в количестве 1649  (1-4 классы - 539 учащихся, 5-11 классы - 1110 учащихся ) человек. Анонимное анкетирование проведено по диагностическим  методикам «Компьютер: польза или вред».

Многие современные ученые  утверждают, что уход подростков и молодежи в иллюзорный мир от трудностей и проблем реальной жизни в форме  компьютерной зависимости,  игромании, наркотической зависимости является закономерным явлением. Так, исследования, проведенные  психологами  нашей республики в 2007 году свидетельствуют, что 11% опрошенных учащихся 8-11 классов республики регулярно посещают игровые салоны. Из них  5%  детей посещают игровые салоны в учебное время, 5% - проводят в них ежедневно от 3 до 5 часов. И это при том, что многим людям достаточно 8-9 часов игры с автоматом, чтобы возникла фатальная зависимость. Превышение старшеклассникам нормативов работы и игры за компьютером составляет от 2- 4 до 10 раз. Это следует из данных же  исследований: 28% респондентов за компьютером проводят 1-2 часа в сутки, 1% - более 5 часов. А ведь максимальное время работы за компьютером в случае его здорового и полезного использования для учащихся 8-9 классов составляет 25 минут, для старшеклассников – не более 30 мин в день. Кроме того, 28% респондентов подросткового и раннего юношеского возраста в Чувашии у телевизора проводят от 3 до 5 часов в сутки, 11 % - более 5 (норма для 10-16 летних – 2-3 часа в неделю)

Исследования, проведенные специалистами Центра психолого-педагогической помощи, подтверждают  республиканские результаты (результаты по многим параметрам хуже республиканских показателей),  выявлен   высокий процент детей, испытывающих компьютерную зависимость, что, несомненно, отрицательно сказывается на развитие психики детей,  процесс социализации, развитие интеллектуально-познавательной, духовной, профессиональной  сферы. 

Итоги мониторинга учащихся младших классов  по данной проблеме показывают, что  у 45%  учащихся  дома имеется  персональный компьютер, а 20% из них пользуются Интернетом. 57% учащихся  признались, что  работают за компьютером от 1 до 2 часов. 30% респондентов пользуются  компьютером с 4-7 лет, 44% - с 8-10 лет.             Количественный анализ итогов анкетирования  учащихся первой возрастной группы свидетельствует,  что 30% опрошенных имеют постоянное желание играть  на компьютере и не могут оторваться от игры.   25% учащихся  начального  звена имеют  ярко выраженный  симптом компьютерной зависимости. Об этом свидетельствуют результаты опроса,  ибо каждый  четвертый учащийся начальных классов, придя  домой, сразу садится за компьютер, и пребывает в  плохом, в раздраженном настроении, если отсутствует  контакт с  компьютером.   Налицо социальные, психические и духовные симптомы зависимости.  Мониторинг свидетельствует, что каждый второй младший школьник (49%) или не знают об угрозе компьютера на здоровье или выражают безответственное отношение к своему здоровью.

Исследования  на старшей ступени образования показывают, что 61% учащиеся  основного и старшего звена  имеют  дома компьютер, а 40% из них имеют доступ к Интернету. Больше половины респондентов (54%) от  1  до 2 часов в день  сидят за компьютером, от 2 до 4 часов сидят 16 % опрошенных, от 4 до 10 часов сидят 30% респондентов подросткового и раннего юношеского возраста.

13% анкетируемых утверждают, что они работают на компьютере, начиная с 4-7 лет, 35%  старшеклассников знакомы с компьютером с 8-10 лет, почти одна вторая часть опрошенных начали работать с компьютером с 12 лет.

Причем почти каждый второй (47%) опрошенный старшеклассник признается, что испытывает постоянное желание играть в различные компьютерные игры, 30% респондентов не могут с легкостью оторваться  от игры. Каждый пятый старшеклассник предпочитает общение по электронной почте. Исследования свидетельствуют  о фатальной зависимости (как нарушение психики)  28%-29% опрошенных учащихся подросткового и юношеского возраста Красночетайского района.   Об этом говорят такие признаки зависимости: такие  дети (они составляют 28 % от общего числа опрошенных) кушают, пьют чай, готовят уроки у компьютера, приходя домой, сразу же садятся за компьютер. О компьютерной зависимости свидетельствует и тот факт, что 12 % из них забывают чистить  зубы и кушать,  заигравшись  за компьютером. Симптом компьютерной зависимости проявляется через такие социальные признаки:  возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, раздражительность, агрессия, депрессия, тревога,  эмоциональная неустойчивость, плохое настроение, не желание ничем заняться, особенно когда сломан компьютер и не хватает  «дозы».

Анализ результатов анкетирования свидетельствует,  что 57% игроманов конфликтовали, угрожали или шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Об узком круге интересов и отсутствии социально значимых установок говорят следующие факты. На вопрос  «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?», только 16% старшеклассников ответили «Читаю книги и посещаю кружки», а  значительная часть  (28%-30%)  респондентов играют в компьютерные игры и общаются по телефону, смотрят телевизор.

Специалистов Центра психолого-педагогической помощи интересует и то, в какие  компьютерные игры  предпочитают  играть наши дети: бродилки, стратегии,  логические?  Играми, имитирующими военные действия (стрельбу, убийство),  что  стимулирует агрессивную модель поведения, увлекаются около 60 %  опрошенных  подростков и юношей.

На вопрос анкеты «С приобретением компьютера твой интеллект повысился или остался на том же уровне»  значительная часть учащихся (41%) ответили: «Повысился».

Из результатов анкетирования видно, что чаще всего школьников старшего звена интересуют сайты, связанные с  музыкой  и  компьютерными играми: игры - 20 %, фильмы - 18%,  музыка,  спорт - 34 %, знакомства - 10%, сайт поп звезд - 7 %; сайт одноклассников - 17%, свой вариант ответа - 7%.

29 %  старшеклассников не осознают  угрозу компьютера на состояние своего  здоровья и психики.



05 марта 2010
00:00
Поделиться