Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Спасы: праздники лета

Спасы: праздники лета

С 13 августа в читальном зале Межпоселенческой центральной библиотеки работает выставка-просмотр «Спасы: праздники лета». Три больших православных праздника - три Спаса - выпадают на август. «Пришли Спасы - готов припасы» - известная пословица, и в ней сокрыта вековая житейская мудрость: лето кончается, пора наполнять закрома. В народе их издавна связывали с хозяйственными заботами, приходящимися на это время.

Медовым называют первый Спас - 14 августа, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Лишь в медовый Спас по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена - лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. В любом случае, в медовый Спас принято есть блюда, в состав которых входит мед, печь пироги, пирожки, рулеты и торты с медом и маком. И особой популярностью, конечно, всегда пользовались медовые пряники, печь которые на Руси были мастера. Считается, что именно с момента медового Спаса становится холоднее. В старину говорили: пришел Медовый Спас - провожай лето.

Второй Спас - Яблочный - отмечается 19 августа. В этот день происходит освящение нового урожая яблок. На яблочный Спас собирают спелые яблоки и лакомятся ими первый раз в году после освящения в церкви. Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется. По народным приметам, в этот день начинают отлетать журавли.

Третий - ореховый Спас - отмечается 29 августа. Именно 29 августа в народе было принято начинать сбор лесных орехов, а накануне печь хлеб, пироги и булки из муки нового урожая, чтобы с утра пораньше освятить свежую выпечку в церкви. Поэтому третий Спас называли Ореховым и Хлебным. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. После третьего Спаса улетают последние ласточки. Все три Спаса весьма почитаемые у россиян праздники. В них соединились обычаи и обряды языческой культуры народных праздников и церковных. В местах, где до сих пор следуют обычаям предков, можно увидеть обряды, которые выполняли наши предки. На выставке представлены книги, журнальные публикации, посвященные медовому, яблочному и хлебному (ореховому) спасу. Подробнее все об этом можно узнать, ознакомившись с книгами и статьями: В. М. Ковалев «Русская кухня: традиции и обычаи» (М., 1990); «Яблоки» (М., 1996); Р.Гайова «Хлеб на вашем столе (Киев, 1993);  Здоровое питание (Москва, 2005); «Медовый лечебник» (Москва, 2005) и статьи из журналов «Здоровье», «Домашняя энциклопедия», «Моя прекрасная дача», «Приусадебное хозяйство, «Сельская новь». Всех заинтересовавшихся приглашаем посетить нашу выставку, которая продлится до 31 августа.

МБУК "ЦБС" Красночетайского района



16 августа 2016
09:38
Поделиться