16:00 03 февраля 2017 г.
Одним из важнейших направлений повышения эффективности социальной политики в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм устройства детей. Семья является наиболее благополучной средой для развития здоровой личности, обладает особой психологической атмосферой любви и уважения, поддержки и понимания. Принять ребенка в семью – это ответственный шаг в жизни потенциальных родителей. Мотивы, побуждающие взрослых к такому решению разнообразны: желание отдавать свою любовь и заботу, решить таким способом проблемы взаимоотношений со своей второй половинкой, попытка найти замену умершему кровному ребенку и т.д. Многие семьи после принятия ребенка в семью сталкиваются с множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей. Замещающие родители, зачастую, оказываются не готовы к тому, что приходится находить общий язык с ребенком, прилагать много усилий для решения сложных ситуаций, возникающих в результате поведенческих особенностей подопечных. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация, следствием которой является возврат ребенка в детский дом. Таким образом, семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других узких специалистов, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных вопросов, волнующих семью. В органе опеки и попечительства отдела образования администрации района работает педагог-психолог И.А. Федорова, которая занимается комплексным сопровождением замещающих семей. Проблемы, с которыми сталкиваются замещающие родители, довольно разнообразны: отсутствие контакта с ребенком, тревога за будущее подопечного, отклонения поведения ребенка (агрессивность, воровство, ложь, конфликт со сверстниками). В целях оказания психолого-педагогической помощи, предупреждения возникновения возможных проблем ребенка, предотвращения отказа от ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью, в текущем году специалистами органа опеки и попечительства Л.А. Демидовой, Л.И. Карасевой и педагогом-психологом И.А. Федоровой проделаны следующие виды работ: организованы выезды в замещающие семьи района, было охвачено 13 поселений, 45 семей. С подопечными проводились тестирования, позволяющие выявить особенности внутрисемейных отношений, личностные индивидуальные особенности ребенка. 62 замещающим семьям была оказана психолого-педагогическая, социально-правовая помощь в индивидуальных (групповых) формах работы.
С целью укрепления эмоциональных связей между приемными детьми и замещающими родителями, профилактики кризисных ситуаций в приемных семьях, развития творческих способностей у приемных детей, по итогам 2016 года специалистами проведены ряд массовых мероприятий: встречи за круглым столом на темы: «Правовая, организационная и психолого-педагогическая поддержка замещающих семей» «Дарить добро от сердца к сердцу», «Ответственное родительство - безопасное детство»; конкурсы замещающих семей, обучающие тренинги, выставки творческих работ, правовая игра «Подросток и закон», новогоднее праздничное представление «Чудеса под Новый год» и т.д.
На сегодняшний день в Ибресинском районе в замещающих семьях воспитываются 83 ребенка: в семьях опекунов – 23 детей, в приемных семьях – 60 детей, усыновлены 5 детей. Важным направлением деятельности органа опеки и попечительства является возврат детей, оставшихся без попечения родителей, в кровные семьи. В районе за 2016 год 5 детей, оставшихся без попечения родителей, возвращены кровным родителям.
К сожалению, существует проблема возврата детей из замещающих семей. Это трагедия в их судьбах. В 2016 году отменено 2 решения о передаче ребенка в семью. К счастью, дети были возвращены не в детские дома, а переданы в другие замещающие семьи района, которые уже имеют большой опыт воспитания своих и приемных детей.
Граждане, желающие взять на воспитание в свою семью ребенка, проходят подготовку в органе опеки и попечительства отдела образования администрации Ибресинского района, в БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей Минобразования Чувашии (г. Канаш). По итогам прошлого года 5 граждан прошли подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В соответствии с Приказом № 623 Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 года обучение приемных родителей является обязательным, что позволяет снять многие проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи в адаптационном периоде. Оно является важным начальным этапом системы сопровождения замещающей семьи.
Ибресинский район Чувашской Республики