00:00 10 мая 2011 г.
«Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь,
меняемся сами. И по большому счёту всё, что мы делаем,
мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей».
Из Послания Президента России Дмитрия Медведева
Федеральному Собранию Российской Федерации
Проблема патриотического воспитания школьников в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач нашего педагогического коллектива. Военно-патриотическая работа в школе проводится комплексно, совместными усилиями педагогов, родителей, ветеранов ВОВ, участников боевых действий в Афганистане и Чечне. Система военно-патриотической работы в школе включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся средствами государственной символики Российской Федерации и Чувашской Республики. В нашей школе эта работа идет по направлениям:
- воспитание на боевых традициях народа, Вооружённых сил, семьи, родного края;
- туризм и краеведение;
- подготовка к защите Родины (взаимосвязь воинского и школьного коллективов);
- формирование единой общности россиян;
- формирование патриотического воспитания во внеурочное время (открытые уроки, мероприятия, поездки по местам боевых действий);
- военно-спортивные игры
- экологическое воспитание как элемент патриотического воспитания.
Важным событием сентября 2009 года школы явилось открытие в МОУ "Ибресинская СОШ №1" кадетского класса им. А.П. Маресьева.
Одним из приоритетных направлений образовательной политики школы является создание условий для воспитания социально активной культурной личности молодого человека, способной далее продолжить свое образование или приступить к служению Отечеству, поэтому в организации образовательного процесса кадетского класса учитываются все возможные, познавательные интересы и склонности учащихся, обеспечивается возможность вариативного образования.
Миссия кадетского класса заключается в создании поливариантной образовательно- социокультурной среды, в которой формируется личность социально активного молодого человека, имеющего стойкую гражданско-патриотическую позицию, обладающего физическим, психическим, нравственным здоровьем, способного адаптироваться в современном мире и позитивно влиять на его развитие. На сегодняшний день в нашей школе 22 воспитанника кадетского класса. Юные кадеты впитывают всё лучшее, что есть в чувашском народе: трудолюбие, уважительное отношение ко всем людям, в ребятах воспитывается чувство этнической толерантности, патриотизм.
Перед началом праздничной демонстрации, посвящённой 65-летию Победы, на площади перед школой состоялся парад патриотических клубов образовательных учреждений района, – они прошли торжественным маршем. А кадетскому классу МОУ "Ибресинская СОШ №1" главой района был вручен флаг, символизирующий боевое знамя одной из воинских частей, воевавших в годы Великой Отечественной войны, – в кадетском классе прибавился ещё один атрибут воинской славы.
Учащиеся кадетского класса принимают активное участие во всех районных, республиканских мероприятиях. Так, 26 марта 2011 года они приняли участие в межрайонном смотре-конкурсе в с. Аликово; 18 февраля – в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки в честь 22-годовщины вывода Советских войск из Афганистана.
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя различные мероприятия. Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы, куда вошли и “Майский огонек” для участников Великой Отечественной войны, и операция “Память” (возложение цветов к памятникам павшим в боях), и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков на асфальте “Нам мир завещано беречь”, и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Проведение конкурса чтецов и военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий, посвященных великим праздникам. Это компьютерная презентация “Их имена мы будем помнить всегда”, конкурс рисунков ко Дню Победы, презентации о ветеранах педагогического труда, тружениках тыла. В 2010 году команда нашей школы приняла участие в республиканском этапе Всероссийской благотворительной акции «Ветерану глубинки - народное внимание и заботу», посвященной 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Военно-спортивные игры.
Прежде всего, это “Зарница” и “Орленок”, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Команда "Орлёнок" нашей школы приняла участие в республиканских финальных играх; в конкурсе "Я-гражданин" (16 место из 24 команд)
Важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами. Воспитание детей средствами государственной символики Российской Федерации и Чувашской Республики происходит в процессе обучения школьным предметам (как составляющая урока), во время занятий в кружках, секциях, учреждениях дополнительного образования, которые ребенок посещает по своему личному выбору. Это разучивание гимна РФ и ЧР (открытие и закрытие игр, исполнение при торжественных церемониях), проведение классных часов:
– 5-9 кл. "Государственная символика России";
– 10-11 кл. "Символика Российской Федерации, история её развития";
познавательных игр: 7-8 кл. "Страна знатоков"; 9 кл. "Святыня Российской державы";
тематических вечеров: – 6-7 кл. "История России и Российского флага" и др.
В районном конкурсе на лучшее знание государственной символики России (номинация исследовательские работы) победителями и призёрами стали: Захаров Андрей, Квасова Марина, Незеева Алия.
Краеведческая работа. (воспитание любви к родному краю)
Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот посёлок, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте посёлка - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания. Учащиеся нашей школы подготовили информацию о памятнике Неизвестному лётчику в парке культуры и отдыха п. Ибреси. Приняли участие в V республиканском фестивале юнармейских отделений и военно-патриотических клубов "Судьба и Родина едины" в номинации "Забытый памятник незабытой войны". Ежегодно проводим акцию-субботник «Обелиск памяти» (по уходу за братскими захоронениями, памятниками, обелисками, увековечивающими память погибших защитников Отечества, и наведению порядка на прилегающей к ним территории).
В нашей школе патриотическое воспитание учащихся – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Таким образом, в школе восстановлена и существенно обновлена система патриотического воспитания молодежи, которая начинает приносить положительные результаты.