00:00 04 октября 2010 г.
И в молодые годы человек должен беречь своё здоровье, иначе старость он встретит не в лучшей форме. В рамках акции «Молодежь за здоровый образ жизни» в общеобразовательных учреждениях Ибресинского района проводился опрос мнений учащихся 8-11 классов (500 респондентов) по вопросу употребления психоактивных веществ (курения, алкоголя, наркотиков) и оценка уровня отношения школьников к проблемам здоровья.
I. Анализ ответов респондентов свидетельствует о следующем:
1.) Большинство опрошенных оценивают свое личное (эмоциональное) отношение к различным ПАВ как «отрицательное»:
· по отношению к табаку – 84%;
· по отношению к алкоголю – 84%;
· по отношению к наркотикам – 99%.
Количество ответов, которые можно рассматривать как позитивное (допускающее) отношение к ПАВ получены у 15% (к табаку); 10% (к алкоголю);.Подобное эмоционально-личностное отношение может стать причиной начала употребления психоактивных веществ. Данный процент респондентов можно характеризовать как «группу риска».
2.) Участники опроса обладают разнообразными источниками получения информации о влиянии ПАВ на здоровье человека. Как наиболее значимые информационные источники, выделяются:
· TV передачи – до 74% выборов;
· Учителя (на уроках, беседах, лекциях) – до 57% выборов;
· Родители – до 55% выборов.
3.) Достаточно большой процент опрошенных уверены в возможности самостоятельного избавления от зависимости к ПАВ.
· по отношению к табакокурению – 67%;
· по отношению к алкогольной зависимости – 50%;
· по отношению к наркотической зависимости количество аналогичных ответов несколько ниже – 8%.
Подобные ответы свидетельствуют о недостаточном понимании сложности механизма психологической и физической зависимости от употребления ПАВ.
4.) Все участники анкетирования знают о возможности получения медицинской, психологической помощи, эмоциональной поддержки в ситуации осознанного желания избавиться от зависимости. Основными источниками подобной помощи в большинстве случаев назывались:
· медицинские работники – до 67% выборов;
· родители, другие близкие взрослые – до 41% выборов;
· психологи, социальные педагоги – до 20% выборов.
5.) Отвечая на вопрос, выявляющий наличие личного опыта употребления ПАВ, отрицательные ответы были получены: в 77% случаях (по отношению к табакокурению); в 70% случаях (по употреблению алкоголя); в 100% случае (по употреблению наркотиков).
Анализ ответов на вопрос о побудительных причинах начала или единичного употребления ПАВ, позволяет выделить в качестве основного мотива – любопытство. Подобная мотивация в старшем подростковом возрасте может свидетельствовать о проявлениях эмоционально-волевой незрелости личности.
6.) Ответы учащихся на вопрос о приобретении сигарет и алкогольных напитков в городе позволяют сделать вывод о наличии такой возможности у несовершеннолетних подростков. 8% опрошенных заявили, что не испытывают затруднений при покупке сигарет; 5% учащихся дали аналогичный ответ по алкогольным напиткам.
Наличие любых процентных показателей по данному критерию можно считать наличием социальной проблемы, способствующей распространению употребления ПАВ среди несовершеннолетних.
II. Анализ блока вопросов (№№ 1,2,3,15), направленных на выявление отношения учащихся к здоровью, как личностно значимой жизненной ценности.
1.) Более половины все опрошенных оценивают свое состояние здоровья как «хорошее».
2.) Подавляющее большинство респондентов (93%) оценивают значимость здоровья для молодого поколения, как очень важную, личную жизненную установку. При этом ведущей мотивацией подобного выбора является стремление быть успешным в жизни (38 %).
3.) Наиболее значимыми для обсуждения темами о здоровье старшеклассники считают:
· физические упражнения и спорт – 73% выборов;
· здоровое питание – 60% выборов.
В качестве самостоятельно предложенных респондентами тем названы: «Красота и здоровье».
Интерес к темам о вреде употребления ПАВ, проявили не более 26% опрошенных.
Результаты ответов на данный вопрос свидетельствуют об актуальном интересе учащихся к позитивной информации о здоровье. Представленные ответы можно рассматривать как инициативный запрос учащихся к содержанию программ по формированию навыков ЗОЖ.
Результаты анкетирования представлены образовательными учреждениями Ибресинского района.
Анализ результатов осуществлен центром психолого-педагогического сопровождения отдела образования Ибресинского района.