10:04 03 ноября 2015 г.
Выделяют следующие типы семейных отношений:
1. Здоровый. Для нее характерным признаком является сильная позиция родителей, с существующими определенными негласными правилами. Нормальные и откровенные взаимоотношения между всеми поколениями, привязанность на эмоциональном уровне.
2. Конфликтный или дисфункциональный. В них отмечаются несогласованные, неприязненные или непонятные отношения между ее членами, родители в такой семье существуют в атмосфере постоянной войны. В таких семьях, как правило, существуют проблемы с алкоголем и наркотиками, а у женщин выявляются неполадки со здоровьем, носящие психосоматический характер. Общение между взрослыми членами семьи отличаются отсутствием заботы, в разговорах всегда присутствует взаимная неприязнь и упреки. Для такой «ячейки общества» характерным является отсутствие желания обсуждать свои проблемы с окружающими и избегание работников соцслужбы и родительских объединений. Все вопросы решаются в состоянии аффекта, по малейшему поводу возникает паника.
3. Асоциальный. Характерно многочисленные проблемы, начиная с наркотиков, и заканчивая нарушениями правопорядка. Такая семья решает свои проблемы на грани криминала и подвергается определенной изоляции со стороны соседних семей. Дети постоянно подвергаются психическому и физическому насилию, испытывают чувство стыда за родителей. Большинство их них переносят стиль своих внутрисемейных отношений на поведение с окружающими людьми.
Следует понимать, что проблема подростковой наркомании может возникнуть в любой семье, но чаще она бывает в конфликтном и асоциальном варианте.
Помощь родителей при возникновении такой проблемы должна состоять из определенных этапов:
Прежде всего, отец и мать должны довериться специалисту (психологу, психотерапевту, социальному работнику). Для оказания полноценной помощи необходимы оценки семейной ситуации и обсуждение с родителями желаемых результатов.
Обязательное вовлечение в воспитательный процесс обоих родителей. Практика показывает, что когда это происходит, то вероятность положительного результата повышается во много раз.
Родители должны понимать, что поведение ребенка – раздражительность, конфликтность, обидчивость, страх не являются определяющими их дальнейшие пристрастия. За ними стоит нереализованная потребность в любви, внимании, доверии. Подростку необходимо поощрение в его небольших победах и достижениях. Если в семье они этого не находят, то ищут в других местах, где под видимостью подобных отношений может иметь место потребление наркотических веществ.
Воспитание должно заключаться еще и в том, чтобы научить подростка любить себя. Именно высокая самооценка не позволит ему поддаваться негативным соблазнам и выдерживать устойчиво все неприятности и удары судьбы. Не все родители это, к сожалению, понимают. Некоторые искренне уверены, что любовь к себе развивает эгоизм. Низкая самооценка у детей проявляется в неуверенном или слишком вызывающем поведении, они часто вступают в конфликты с родственниками, учителями и своими сверстниками. Чаще всего это и толкает их на разнообразные агрессивные по отношению к самому себе поступки и противоправные действия. Низкая самооценка приводит к формированию личности, которая боится быть отвергнутой, или же привыкает быть изгоем. Избежать этого можно только лишь задав себе и своему ребенку вопрос: что ему необходимо для нормального самосознания? В чем состоит его потребность, и как сделать так, чтобы ее удовлетворить?
Если у родителей есть неуверенность в собственных силах и сомнения в том, что они смогут справиться с такой непростой задачей, то лучше всего в таком случае обратиться за помощью к специалисту. Лучшим примером для этого может служить практика здоровой семьи. В ней должны преобладать отношения в положительном стиле, где каждое мнение учитывается, а люди умеют слушать и слышать друг друга. Неплохо для отца и матери примерить на себя портрет «Хорошего и уверенного в себе родителя». Он не должен ругать за проступки, не повышает тон при разговоре, поощряет и хвалит за какие-либо достижения. Он знает все о домашнем хозяйстве, у него четкие и здравые представления о нормальном питании, поддержании здоровья, умении преодолевать трудности и конфликты, принимать оптимальные решения. Он может спокойно устанавливать границы, но при этом проявляет заботу и поддержку. Основные его свойства – спокойствие, уверенность, чувство юмора. Это идеальный портрет, но именно он дает представление о том, какие должны быть родители для того, чтобы не столкнуться в последствие с противоправными действиями своего сына или дочери.
Для выработки успешного поведения у своего ребенка необходимо:
Разделять его поступки и его самого («я не одобряю такого поступка, но тебя люблю»).
Научиться слушать и понимать необходимые потребности.
Не мешать ему в его занятиях и помогать только, если он об этом попросит.
Разрешать любой конфликт, не применяя наказаний и угроз.
Поддерживать успехи и все время говорить ему фразы, которые дают понимание того, что его любят.
Подтверждать свои чувства не только обычными словами, но и прикосновением, интонацией.
Постараться в собственных отношениях между взрослыми членами семьи перейти на конструктивные обсуждения вместо ссор и взаимных обвинений.
Ибресинский район Чувашской Республики