Редакция Вурнарской районной газеты «Путь победы»ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » О новом и важном в сфере нотариата

15:00 05 июня 2015 г.

Интервью с заместителем начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Никоновой Ольгой Николаевной.
– Уважаемая Ольга Николаевна! За последнее время произошло несколько законодательных изменений в области нотариата. В чем их суть и каково значение для общества?
– Действительно, за последние два года произошли достаточно значимые изменения в сфере нотариата, касающиеся различных вопросов, начиная от статуса самого нотариуса и повышения его роли в гражданском обществе, заканчивая появлением новых видов нотариальных действий и внедрением новых информационных технологий. Столь активное изменение действующего законодательства явилось следствием  того, что в 2014 году  Правительство страны утвердило масштабную программу по развитию сферы юстиции, и в частности нотариата.
– Какие именно изменения, на ваш взгляд, могут заинтересовать простых граждан?  
– В первую очередь, наверно стоит упомянуть о таком новшестве как возможность оформления наследственных прав по принципу «наследство без границ». Это значит, что с этого года отменяется ранее действовавший в Чувашской Республике «алфавитный порядок» распределения наследственных дел. Но стоит сразу отметить, что это касается лишь тех нотариальных округов, где действовало несколько нотариусов (это Алатырский, Вурнарский, Канашский, Чебоксарский районы, а также города Чебоксары и Новочебоксарск). То есть ранее (до 01.01.2015 г.) в таких округах, наследственные дела распределялись между нотариусами по алфавитному принципу (по первой букве фамилии умершего лица – наследодателя) и наследники должны были обращаться за оформлением своих наследственных прав к конкретному нотариусу. Теперь же наследники умершего лица наделены правом самостоятельного выбора и могут по своему усмотрению обратиться к любому частнопрактикующему нотариусу, осуществляющему деятельность на территории того нотариального округа, где открылось наследство.
– А не повлечет ли это дублирование наследственных дел, например, в случае, если один наследник пойдет к нотариусу Иванову, а второй наследник – к нотариусу Петрову?
– Необходимо сразу оговориться, что внедрение такого принципа как «наследство без границ» стало возможным благодаря введению в действие Единой информационной системы нотариата (далее – ЕИС «Нотариат»). Эта система включает в себя реестр наследственных дел. Для организации надлежащей работы в новых условиях нашим Управлением и Нотариальной палатой Чувашской Республики разработано совместное Положение об организации централизованного учета наследственных дел и порядке оформления нотариусами наследственных прав по принципу «Наследство без границ». Согласно этому документу при обращении наследника нотариус до начала процедуры регистрации наследственного дела имеет возможность предварительно провести поиск уже заведенного дела. Вопрос о компетенции нотариуса на ведение конкретного наследственного дела в пределах нотариального округа определяется по первой регистрации наследственного дела в ЕИС (т.е. вести дело будет уполномочен тот нотариус, к которому обратился самый первый из наследников). Таким образом, если нотариус по итогам поиска установит, что наследственное дело после смерти конкретного наследодателя уже заведено его коллегой (другим нотариусом), он должен направить гражданина к этому нотариусу. Это как раз и позволит исключить вероятность дублирования наследственных дел.
– Какие еще положительные новшества для населения Вы можете отметить?
– Например, ускоренная государственная регистрация прав на недвижимость в случае обращения к нотариусу. Законом предусмотрено, что если право на недвижимость возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может сам подать в органы Росреестра заявление о государственной регистрации возникшего права. Положительным моментом в данном случае является то, что обычно государственная регистрация прав проводится в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления, а при подаче такого заявления нотариусом срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество сокращен. Так, если документы подаются нотариусом в простой письменной форме — срок регистрации составляет 3 дня. Если же документы подаются в электронном виде, то срок регистрации составит 1 день.
Кроме того нотариусам предоставлен прямой доступ к Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Эта мера упрощает для граждан возможности заключения сделок с недвижимым имуществом в нотариальной форме. Возможность нотариуса проверять в режиме реального времени права лиц на недвижимое имущество позволяет предотвратить мошеннические действия с недвижимым имуществом и сокращает количество обращений граждан в суды и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с  ним.
– А о каких новых видах нотариальных действий Вы упоминали в начале беседы?
– Это, например, такие действия как регистрация уведомлений о залоге движимого имущества (с 01.07.2014 г. нотариусы ведут реестр таких уведомлений); удостоверение равнозначности электронных и бумажных документов; удостоверение тождественности подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.
– В некоторых источниках также упоминается про повышение доказательственной силы нотариальных актов. А что это значит и в чем преимущество нотариально оформленных документов?  
– В результате изменений, внесенных в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, установлена повышенная доказательственная сила для нотариальных документов. То есть устанавливается своего рода «презумпция достоверности и законности нотариального документа». Теперь их оспаривание станет возможным только в особом порядке, что послужит дополнительной защитой прав и законных интересов граждан, обратившихся к нотариусу. Преимущество нотариального акта перед простым документом очевидно, поскольку нотариус реализует свои удостоверительные функции от имени Российской Федерации, действуя в интересах законности и всего общества. Теперь это законодательно закреплено.
– А есть ли значимые изменения в области организации нотариальной деятельности?
– Да, конечно. Во-первых, изменились требования к лицу, желающему стать нотариусом. Теперь помимо наличия высшего юридического образования и сдачи квалификационного экзамена также установлен возрастной ценз  (достижение 25 лет) и необходимость наличия 5-летного стажа по юридической специальности. Во-вторых, в результате произошедших изменений впервые установлен предельный возраст для замещения должности нотариуса. Он составляет 75 лет. Также установлены иные основания, при наличии которых невозможно замещение лицом должности нотариуса. Это, например, недееспособность, наличие иностранного гражданства, судимости, алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств и т.д. В-третьих, с 01.07.2015 г. органами юстиции прекращается выдача лицензии на право нотариальной деятельности.  Вместо этого создается специальный Реестр нотариусов Российской Федерации и лиц, сдавших квалификационный экзамен. При этом полномочия нотариуса и лица, сдавшего квалификационный экзамен, будут подтверждаться соответствующей выпиской из него. В-четвертых, предполагается принятие Кодекса профессиональной этики нотариуса, который позволит более эффективно защитить права лиц, обращающихся к нотариусам за совершением нотариальных действий. Кроме того важно отметить, что наконец определен контролирующий орган в отношении должностных лиц местного самоуправления, которые также обладают полномочиями по совершению нотариальных действий.
– О каком контролирующем органе идет речь?
– С 2008 г. в поселениях, где отсутствует нотариус, закон предоставляет возможность осуществлять отдельные виды нотариальных действий должностным лицам местного самоуправления. Как правило, это главы местных администраций. На территории Чувашской Республики таких поселений, где отсутствует нотариус всего 283. Однако, до недавнего времени порядок совершения в них нотариальных действий никто не контролировал. Теперь же, начиная с 2015 г., указанные контрольные полномочия возложены на территориальные органы юстиции. В настоящее время любое заинтересованное лицо в случае нарушения законодательства о нотариате вправе обратиться с жалобой к нам – в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике. В случае поступления соответствующей жалобы или информации мы вправе проводить проверки, по итогам которых возможно принятие одной из следующих мер реагирования: вынесение предписания об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации; внесение представления о прекращении полномочий по совершению нотариальных действий; направление рекомендаций по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.
– В завершении беседы, хотелось бы узнать, как Вы в целом оцениваете все произошедшие изменения?
– Надеемся, что все упомянутые изменения в рамках реформы института нотариата позволят улучшить нотариальное обслуживание населения республики и создать максимально благоприятные условия для реализации гражданами своих прав и законных интересов.

АУ «Редакция Вурнарской районной газеты «Çĕнтерÿ çулĕ» («Путь Победы») Мининформполитики Чувашии

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика