Аликовский муниципальный округ Чувашской Республики

11:48. Будущее за конкурентоспособной и творчески развитой молодежью

Какой должна быть современная молодежь? Какая она сегодня? В чем заключается ее позиция? Какие качества отличают сегодняшнюю молодежь от вчерашней, от завтрашней?

Я хочу ответить на эти вопросы с позиции классного руководителя. Работая классным руководителем старших классов (у меня было три выпуска, 4-й выпуск в этом году), я поняла одно: современное молодое поколение имеет богатый внутренний потенциал, оно стремится быть конкурентоспособным и творчески развитым. Эти качества диктует современный мир. И в этом мире они должны найти свое место.

Люди старшего поколения не раз упрекают нынешнюю молодежь в непонимании, в грубости, в агрессии. Но мне хочется на миг остановить их, дать возможность вернуться и посмотреть на самих себя со стороны в те молодые годы. «Мы были добрее», «мы ценили дружбу» - часто слышим, зачастую сами любим говорить эти слова. Может быть, в нас говорит некий страх за молодое поколение. Или же это наши предрассудки слишком сильно укрепились. Все начинается с малого. Даже города не сразу строятся. Необходимо в этой борьбе находить компромисс. Ведь мы – это вчерашняя молодежь.

Вчерашняя молодежь – это люди моего возраста, это родители моих учеников. Какие ценности мы имеем и что можем передать в наследство подрастающему поколению? Являясь представителем этой категории, я хочу отметить, что нас с детских лет было заложено чувство коллективизма и патриотизма. Теплые воспоминания остались от детских организаций. Пятиконечный значок октябренка давал чувство гордости, что мы часть большой организации, где много таких же девочек и мальчиков, которые стремятся быть лучшими. Потом пионерский галстук, пионерские отряды, песни вокруг костра…

Сбор макулатуры и металлолома, шефская работа над ветеранами труда и войны. Вспоминаются летние лагеря на пришкольном участке, помощь колхозу на уборке урожая. Все это было. И это делалось не только по указке, а от души. Потому что работали все вместе. Потом девушки и юноши вступали в комсомол. Тоже сильная организация в деле воспитания подрастающего поколения. Мне не хочется хвалить то время и упрекать нынешнюю  молодежь. Я очень хорошо понимаю разницу во времени, нужно понять, в каких условиях они живут.

Молодежь сегодня – это наши дети. Хотим мы этого или нет, это результат нашего воспитания. Перечисляя все негативные стороны нынешней молодежи (это детский алкоголизм, наркомания, безработица, поиск легкой жизни…), мы должны найти в себе силы дать оценку своих действий. Что мы дали им? Проработав 15 лет в школе, встречаясь с родителями своих учеников, невольно приходишь к выводу, что многие родители хотят переложить свои основные функции по воспитанию детей на школу, более всего – на классного руководителя. Огромную работу приходится проделать, чтобы родители посмотрели на своих детей другими глазами, поняли, что конечный результат в деле воспитания может быть успешным только тогда, когда объединяются три стороны: учитель-ученик-родитель.

Сегодня очень больно видеть людей безразличных к образованию, саморазвитию, будущему. Они живут по своим законам. Большинство из них говорит, что достаточно купить диплом, и жизнь налаживается. Молодежь не считает справедливой только получение заработной платы, так как материальное положение мало зависит от уровня результатов труда, уровня образования, квалификации.

Ребенок по своей натуре – искатель, исследователь, открыватель мира, поэтому для меня, как учителя и классного руководителя, очень важно раскрыть перед ним чудесный образ мира в живых и ярких красках, теплых и нежных словах, трепетных звуках. Красив человек только тогда, когда он любит этот мир, природу. У него богатый внутренний мир, он излучает энергию радости и добра. А еще этот человек должен быть свободным, ярким, со своим мировоззрением, со своими принципами: личностью, яркой индивидуальностью и непосредственностью. Так вырисовывается у меня образ завтрашней молодежи. Этот образ возник у меня не на пустом месте. В рамках национального проекта в Чувашии в последнее время создана система развития талантливой молодежи. Учреждены более тысячи президентских премий и стипендий для молодежи, введены специальные гранты для студентов и учащихся. Он позволяет молодым людям проводить целый ряд исследований и разработок, защитить диссертации и привлекать талантливую молодежь в сферах науки. Конкурсность, состязательность  стали основными принципами деятельности. Победители и призеры всероссийских и международных предметных олимпиад школьников стали лауреатами премии Президента России.

Каждая эпоха формировала и формирует свое отношение к молодежи и ее роли в жизни общества. Молодость имеет такую привлекательность для людей, что в ней деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сфере и, вместе с тем, еще сохраняет перспективу, простоту и свободу. Молодость по своей природе оптимистична. Минуты отчаяния, неуверенности у молодежи кратковременны и полны новых возможностей.

Мне хочется завершить свое рассуждение стихотворением молодой учительницы Ирины Степановой. Ее строки звучат как слова напутствия:

Луч света в моем окне.

Солнце сияние, восход и закат-

Жизнь продолжается.

Взлеты и падения неизбежны,

Они помогают расти.

Ну, что ты, малыш, не плачь,

Много трудных дорог

Будет, много разных свершений.

Наступит твой час-

Так устроен мир.

Жестокость, зависть и хитрость

Потрясают мир.

Зло процветает.

Не трусь, иди впереди.

В жизнь мечту воплоти.

Свои недостатки искорени.

Не стой позади,

Иди впереди.

Будет добро в тебе –

Будет добро везде!

 

Леонтьева Марина Михайловна,

учитель чувашского языка и литературы МОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева»



07 сентября 2010
00:00
Поделиться