г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Уроженец Алатыря В.А. Штатланд – мастер советского кино

 При упоминании немецкого города Нюрнберг у каждого из нас, наверное, возникают вполне определённые ассоциации: конец войны, Победа, суд над главными преступниками нацистского рейха. А для нас, жителей Алатыря, в эти ассоциации привносится ещё и нечто своё. Мы знаем об участии в Нюрнбергском процессе нашего земляка – генерального прокурора СССР Константина Петровича Горшенина. Но, кроме того, известно, что среди большой группы советских писателей, журналистов и кинодеятелей, которые в ноябре 1945 года занимались съёмкой полнометражного, в некотором роде эпохального документального фильма «Суд народов», был и уроженец города Алатыря, режиссёр и талантливый кинооператор Виктор Александрович Штатланд. Нужно отметить, что данная кинокартина имела большой успех. Советское правительство высоко оценило заслуги киномастеров, присвоив им в 1947 году звания лауреатов Государственной премии II степени.

 Родился В.А. Штатланд 24 сентября 1912 года в Алатыре, в семье зубного врача. Он рано лишился отца, так что все тяготы и заботы по воспитанию сына легли на плечи матери.

 Окончив в 1929 году среднюю школу имени Красина, семнадцатилетний юноша  едет в Москву. В столице Виктор поселился у родственников. После неудачной попытки поступить в Менделеевский институт, он идёт работать на Московскую фабрику кинохроники. С 1929 работал осветителем на Центральной студии документальных фильмов, в  1930 году стал ассистентом оператора, а в 1935 г. – оператором.   Три года  Штатланд усердно работает над собой, усиленно готовится и в 1932 году успешно сдаёт экзамен в Государственный институт кинематографии. В 1937 году окончил операторский факультет Государственного института кинематографии (ныне ВГИК). Сразу после этого В.А. Штатланда назначают заместителем начальника киногруппы. А спустя три года он сам возглавляет одну из киногрупп.

 Где только не побывал наш земляк в эти годы! Строились новые города – Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Новокузнецк, гремели комсомольские стройки – Днепрогэс, Турксиб, Горьковский автозавод, тракторные в Харькове, Челябинске, Сталинграде, Московский метрополитен. Кинофильмы, в создании которых участвовал  Штатланд,  были посвящены героям первых пятилеток: железнодорожникам Забайкалья, стахановцам, участникам всесоюзных съездов колхозников-ударников. Но самый, пожалуй, большой успех выпал на долю кинофильма «Седовцы», посвящённого полярникам Арктики. Несмотря на суровые арктические условия, в которых проходили съёмки, фильм получился на славу. За  эту картину Виктор Штатланд был награждён  орденом «Знак Почета» и денежной премией. В этом же году 28-летний оператор кинохроники В.А. Штатланд, с присущим ему мастерством, работает в Бессарабии над созданием кинофильма «На Дунае».

 15 марта 1941 года постановлением Совета Народных Комиссаров  СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы» премия второй степени в размере 50000 рублей была присуждена коллективу, снимавшему картину «На Дунае»,  в том числе и Виктору Штатланду.

 Накануне надвигающейся войны, 25 марта 1941 г. у начальника Главного управления политической пропаганды Красной армии прошло совещание работников кино по оборонной тематике, в результате был издан приказ о создании особой операторской группы, в которую были включены В. Ешурин, С. Коган и В. Штатланд. Все трое были зачислены в Красную армию. За 3 месяца до начала войны

 Война стремительным вихрем ворвалась в жизнь нашего земляка. Назначенный начальником киногруппы Западного фронта, офицер Штатланд, рискуя жизнью, на передовой запечатлевает героизм советских воинов в борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

 6 ноября 1941 года Штатланд снимал речь Сталина на станции метро Маяковская.

 Популярностью у зрителей пользовались документальные кинофильмы «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Генерал Доватор», «Освобождение Белоруссии и Прибалтики», «Славные партизаны». Наполняли  негодованием душу снятые Виктором Штатландом скорбные кадры из лагерей смерти Освенцим и Майданек.

 А сколько радостных переживаний принесла Победа! Этому событию майор Штатланд посвятил кинокартины «Парад Советских войск в Берлине», «Встреча на Эльбе». Незабываемы кадры из кинофильмов «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года», «Разгром Японии».

 Славные боевые дела фронтового оператора Виктора Александровича Штатланда Родина отметила 8 орденами и медалями.

 В послевоенные годы Виктор Александрович опять в гуще событий. Свои кинофильмы он посвящал восстановлению Днепрогэса, шахт Донбасса, городов Украины, Белоруссии и Прибалтики.  Затем были фильмы и сюжеты о строительстве канала Волга-Дон, Атоммаш, освоение целины. За вклад в развитие киноискусства, патриотическое воспитание молодёжи кинорежиссёр был не раз награждён престижными премиями. На международном фестивале документальных фильмов в 1959 году его творчество было отмечено премией «Гран-при». Многолетняя дружба связывала В.А. Штатланда с кинорежиссерами Сергеем Герасимовым, Романом Карменом, Иваном Пырьевым.

 В 1966 году Международный комитет киноискусства за кинофильм «Новости дня» наградил его дипломом.

 Наверное, нет в мире кино более  известной награды, чем премия «Оскар», вручаемая Американской академией кинематографических искусств и наук. И любопытно, что первым этой заокеанской премии был удостоен фильм, в создании которого принимал участие кинооператор Виктор Штатланд. А случилось это в 1943 году. Картина имела название «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».

 Поражение фашистов под Москвой и их отступление впервые позволило зрителям заглянуть за линию фронта. И то, что люди увидели, заставило их содрогнуться от гнева и возмущения.

 «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» вызвал огромный политический резонанс в стране и за рубежом. Повсюду у входов в кинотеатры выстраивались длинные очереди желавших увидеть Вторую мировую войну воочию. Вот тогда Американская академия кинематографических искусств и наук впервые в своей истории признала советскую картину лучшим фильмом 1942 года. Годом позже состоялась церемония награждения премией «Оскар». Интересно, что представленная на ней номинация за лучший документальный фильм присуждалась в первый и единственный раз в истории Американской киноакадемии.

 Скончался В.А. Штатланд в январе 1971 года.  Талантливый режиссёр и кинооператор был похоронен в Москве на Введенском кладбище. В годы войны Виктор Александрович был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями.

 

 Материал предоставил работник городской библиотеки, краевед М.С. Скрипин.



01 августа 2016
08:00
Поделиться