г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

_В годы Великой Отечественной войны вместе со всей страной встал на боевую вахту Алатырский паровозоремонтный завод

 Великая Отечественная война явилась серьезным испыта­нием для нашей страны, всего народа. Она потребовала не­вероятного напряжения сил, продемонстрировала образцы бое­вого и трудового героизма, показала несгибаемый характер нашего народа, его любовь к Родине, самоотверженность в борьбе за ее свободу.

Вместе со всей страной встал на боевую вахту Алатырский паровозоремонтный завод. Полугодовая программа была выполнена заводом к 27 июня, вместо 78 было отремонтировано 79 паровозов. Завод стал одним из победителей соревнования промышленных предприя­тий Чувашии в первом полугодии 1941  года.

В первое воскресенье после начала войны завод работал в фонд обороны. На рабочие места встали инженерно-техничес­кие работники, служащие. В этот день образцы трудового геро­изма показали слесари-стахановцы Тархановский, Сергеевский, Александров.

С начала войны началась перестройка работы завода на военные нужды. В сентябре 1941 г. на заводе в срочном порядке был организован специальный цех, предназначенный для произ­водства оборонной продукции. За короткий срок было установ­лено и смонтировано новое оборудование, поступившее с эвакуи­рованных предприятий, проведена необходимая реконструкция, и с ноября 1941 г. цех начал давать продукцию. Цех специали­зировался на обработке заготовок для артиллерийских снаря­дов и  получил наименование № 9. Сюда были направлены десятки лучших производственников завода. Цех возглавил А. К. Кабаевский.

Однако и в военные годы основной продукцией завода оста­вался ремонт паровозов. Значение данного направления работы завода не только не уменьшилось, но продолжало возрастать, так как транспорт в целом, в том числе и железнодорожный, имел оборонный характер. До 1942 года завод выполнял только средний ремонт паровозов, без смены топочных частей. В 1942 г. НКПС заводу было дано задание подготовиться и освоить новый вид ремонта — капитальный, куда входила и очень сложная операция — смена топочных частей. Для осуществления нового вида ремонта, а также для обеспечения нужд оборонного произ­водства в годы войны была проведена существенная реконструк­ция завода. Были расширены производственные мощности, открыты новые цеха и отделы.

В 1941 г. на заводе был создан литейный цех с двумя отде­лениями— чугунного и медного литья. Если последнее осущест­влялось на заводе и ранее, то все чугунное литье поступало с Муромского и других заводов, что ставило Алатырский паро­возоремонтный в зависимость от поставок. Теперь завод стано­вился независим в этом плане, он снабжал чугунным литьем не  только   себя,   но  и   железную  дорогу,  отливая   детали  для ее ремонта. Однако в годы войны важность завода в системе народного хозяйства определялась не только тем, что изготовлялась про­дукция, идущая непосредственно для фронта. Возросло значение и его традиционной продукции, тем более, что завод обслуживал дороги, соприкасающиеся с фронтом. Кроме среднего ремонта паровозов он начал выполнять капитальный ремонт, где возрастала доля поврежденных в военных действиях, а также трофейных паровозов.

На традиционно мужские рабочие места встали женщины. Рабочая конторы Н. Сильвестрова стала токарем, Бесчастнова и Горковец — машинистами паровых молотов, Расценщица 3. Лягостина освоила профессию токаря и очень скоро начала выполнять норму на 180%. Токарь спеццеха О. С. Малюгина за три дня освоила новую операцию и ежедневно выполняла норму на 170%.

Вклад в общую победу алатырские паровозоремонтники видели также в пополнении фонда обороны добровольными взносами. Сбор средств был начат с первых дней войны. Круп­ную сумму на строительство боевой техники коллектив завода внес в начале 1943 года. В ответной телеграмме на имя начальника завода Крупского, секретаря партбюро Шерстюка, председателя завкома Демидова, стахановцев — Моисеевой, Закупова, Канова, Макшанова, Коноплева от имени Верховного главнокоман­дующего И. В. Сталина выражалась благодарность всему кол­лективу завода за  170 тыс.  рублей,  внесенных  на  вооружение.

В   годы   войны   Алатырский   паровозоремонтный   завод   не­однократно занимал первые места в соревновании и награждался, переходящим Красным Знаменем.

Война явилась тяжелым испытанием для всего нашего народа. Она потребовала неимоверного напряжения сил как физических, так и душевных. Победа далась нелегкой ценой. Итоги работы промышленности республики в годы войны были подведены на X сессии Верховного Совета Чувашской АССР в июле 1945 года. Алатырский паровозоремонтный завод был назван среди предприятий республики, добившихся не­плохих результатов в годы войны.

 

                                       По материалам книги «Индустриальный первенец Чувашии»

                                       В.Д. Данилова и А.П. Даниловой



15 ноября 2013
15:09
Поделиться