_В годы Великой Отечественной войны вместе со всей страной встал на боевую вахту Алатырский паровозоремонтный завод
Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием для нашей страны, всего народа. Она потребовала невероятного напряжения сил, продемонстрировала образцы боевого и трудового героизма, показала несгибаемый характер нашего народа, его любовь к Родине, самоотверженность в борьбе за ее свободу.
Вместе со всей страной встал на боевую вахту Алатырский паровозоремонтный завод. Полугодовая программа была выполнена заводом к 27 июня, вместо 78 было отремонтировано 79 паровозов. Завод стал одним из победителей соревнования промышленных предприятий Чувашии в первом полугодии 1941 года.
В первое воскресенье после начала войны завод работал в фонд обороны. На рабочие места встали инженерно-технические работники, служащие. В этот день образцы трудового героизма показали слесари-стахановцы Тархановский, Сергеевский, Александров.
С начала войны началась перестройка работы завода на военные нужды. В сентябре 1941 г. на заводе в срочном порядке был организован специальный цех, предназначенный для производства оборонной продукции. За короткий срок было установлено и смонтировано новое оборудование, поступившее с эвакуированных предприятий, проведена необходимая реконструкция, и с ноября 1941 г. цех начал давать продукцию. Цех специализировался на обработке заготовок для артиллерийских снарядов и получил наименование № 9. Сюда были направлены десятки лучших производственников завода. Цех возглавил А. К. Кабаевский.
Однако и в военные годы основной продукцией завода оставался ремонт паровозов. Значение данного направления работы завода не только не уменьшилось, но продолжало возрастать, так как транспорт в целом, в том числе и железнодорожный, имел оборонный характер. До 1942 года завод выполнял только средний ремонт паровозов, без смены топочных частей. В 1942 г. НКПС заводу было дано задание подготовиться и освоить новый вид ремонта — капитальный, куда входила и очень сложная операция — смена топочных частей. Для осуществления нового вида ремонта, а также для обеспечения нужд оборонного производства в годы войны была проведена существенная реконструкция завода. Были расширены производственные мощности, открыты новые цеха и отделы.
В 1941 г. на заводе был создан литейный цех с двумя отделениями— чугунного и медного литья. Если последнее осуществлялось на заводе и ранее, то все чугунное литье поступало с Муромского и других заводов, что ставило Алатырский паровозоремонтный в зависимость от поставок. Теперь завод становился независим в этом плане, он снабжал чугунным литьем не только себя, но и железную дорогу, отливая детали для ее ремонта. Однако в годы войны важность завода в системе народного хозяйства определялась не только тем, что изготовлялась продукция, идущая непосредственно для фронта. Возросло значение и его традиционной продукции, тем более, что завод обслуживал дороги, соприкасающиеся с фронтом. Кроме среднего ремонта паровозов он начал выполнять капитальный ремонт, где возрастала доля поврежденных в военных действиях, а также трофейных паровозов.
На традиционно мужские рабочие места встали женщины. Рабочая конторы Н. Сильвестрова стала токарем, Бесчастнова и Горковец — машинистами паровых молотов, Расценщица 3. Лягостина освоила профессию токаря и очень скоро начала выполнять норму на 180%. Токарь спеццеха О. С. Малюгина за три дня освоила новую операцию и ежедневно выполняла норму на 170%.
Вклад в общую победу алатырские паровозоремонтники видели также в пополнении фонда обороны добровольными взносами. Сбор средств был начат с первых дней войны. Крупную сумму на строительство боевой техники коллектив завода внес в начале 1943 года. В ответной телеграмме на имя начальника завода Крупского, секретаря партбюро Шерстюка, председателя завкома Демидова, стахановцев — Моисеевой, Закупова, Канова, Макшанова, Коноплева от имени Верховного главнокомандующего И. В. Сталина выражалась благодарность всему коллективу завода за 170 тыс. рублей, внесенных на вооружение.
В годы войны Алатырский паровозоремонтный завод неоднократно занимал первые места в соревновании и награждался, переходящим Красным Знаменем.
Война явилась тяжелым испытанием для всего нашего народа. Она потребовала неимоверного напряжения сил как физических, так и душевных. Победа далась нелегкой ценой. Итоги работы промышленности республики в годы войны были подведены на X сессии Верховного Совета Чувашской АССР в июле 1945 года. Алатырский паровозоремонтный завод был назван среди предприятий республики, добившихся неплохих результатов в годы войны.
По материалам книги «Индустриальный первенец Чувашии»
В.Д. Данилова и А.П. Даниловой