г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

14:34 По преданию в былые времена юноши приезжали на алатырские ярмарки выбирать себе будущих спутниц жизни

14:34 По преданию в былые времена  юноши  приезжали на алатырские ярмарки выбирать себе будущих спутниц жизни

«Просто благодать – костюмы алатырских женщин», - так выразился один из видных этнографов Симбирской губернии, член статистического Комитета М.В. Арнольдов, увидев красивые платья алатырских женщин в 1856 году во время пребывания в городе.

Костюмы у женщин и девушек были чрезвычайно интересны и оригинальны. В старину как одежда, так и головные украшения, блестели золотом. Необыденные костюмы – золототканые  сарафаны, головязки и кокошники – надевались по большим праздникам.

Одежда у женщин и у девушек была одинакова, имелись различия лишь в головных украшениях. Штофные и плисовые сарафаны носили с клиньями. Спереди в две широкие полосы до самого подола нашивался золотой галун. Кроме того, на сарафане  насчитывалось не меньше 20 серебряных пуговиц. Женщины носили ещё душегрейку. Шилась  она из разных с сарафаном материалов. На голове девушки носили головязки, это что-то вроде кокошника. От головязки сзади вниз шли  шёлковые лопости, обшитые тоже галуном. Сверх головязки надевалась ещё фата. Она была шёлковая, парчовая и кисейная. Фата не что иное, как большой кусок ткани, угловые концы которой  доходят до полу. С одной стороны вершков на 8 фата обшивалась золотой бахромой и обыкновенно одевалась таким образом, что бахрома опускается на лоб поверх головязки.

Женщины  на головах носили крутые шапочки – кокошники, они делались из малинового и зелёного бархата и парчи и шёлкового материала.

Алатырские кокошники по богатству делились на 3 вида: первый – обручальный, вышит золотом по малиновому бархату. Такой кокошник надевала молодая за брачным столом, когда её сватали, венчалась она в головязке и фате, на другой день она одевала другой кокошник, будучи замужней женщиной носила кокошник победнее.

Обручальный кокошник надевали только по большим праздникам. Пояс – необходимая принадлежность женского туалета. Пояса носили широкие шёлковые, длиной три с половиной аршина с золотыми кистями на концах. Такой пояс стоил не менее 8 рублей серебром. Их привозили из Астрахани и изготовляли в самом Алатыре.

Женский костюм стоил очень дорого, золотом шитый кокошник нельзя было купить дешевле, чем за 18 рублей серебром. Дешевый парчовый костюм с золотой фатой с серебряными цепочками и головязкой обычно стоил от 150 до 200 рублей.

Не только богатые шили себе дорогую одежду. Страсть к золоту и серебру была так сильно развита в Алатыре, что и бедные девушки носили парчовые фаты и головязки. Алатырские мастерицы очень умело изготовляли бумажные и полубумажные ткани. Лучшая тончайшая ткань алатырских мастериц славилась по всей губернии. Из этой ткани изготовлялись мужские рубашки и женские сарафаны.

Мастерицы ткали скатерти и широкие холстинки, из которых шили наволочки для перин, потом красили тёмно-синей краской. И эту ткань называли китайкой, старухи любили шить себе из неё сарафаны.

Алатырские мастерицы умело изготовляли платки для себя и для продажи в базарные дни на ярмарках. От продажи платков они имели солидные денежные суммы. Алатырские девушки славились не только как мастерицы по изготовлению тканей, одежды, но и своей красотой. И неудивительно, что много парней приезжали на алатырские ярмарки выбирать себе будущих спутниц жизни.

Материал подготовлен с использованием  публикаций в книге «Гордость земли Алатырской» Алексея Краснова, изданной в Чебоксарах в 2003 году.



14 октября 2008
00:00
Поделиться