г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

15:30_История Алатыря начиналась вместе с историей Сурского казачества

Традицию возлагать на казаков охрану государственных границ поддерживал русский царь Иван IV Грозный. Именно при нем на нынешней территории Чувашской Республики появились казачьи поселения, очертившие границу Московской Руси с Казанским ханством.

      Казак, как известно, слово нерусское. Оно пришло в русский язык от тюрков. Были казаки казанские, были казаки рязанские. Одни составляли служилую часть ханства. Другие - свободные от податей крестьяне. Но особое сословие - казаки русских укрепленных земель - донские, являвшие собой организованное войско, состоявшее на службе. Донские казаки, будущая область Всевеликого Войска Донского, служили Московскому государству, но нередко потрясали его устои. Однако Сурское казачество исправно служило Ивану Грозному.

        В 1552 году во время третьего похода на Казань войско царя Ивана Грозного раскинуло очередной стан на слиянии рек Суры и Алатыря, в российском форпосте-крепости. Царь заложил здесь город, назвав его в честь реки – Алатырь.

         Так началась история Алатыря и вместе с ней история Сурского казачества. Первоначально город состоял из слобод Стрелецкой (где проживало 75 стрельцов), Казачьей и Острожной (по 65 казаков). Алатырь стоял на границе Дикого поля, местности, где свободно кочевали ногайцы и другие большие и малые отряды степняков. Поэтому возникла еще Заострожная казачья слобода. Для чего же нужно было насыщать город казаками? Да хотя бы для того, чтобы здесь, как утверждает С.М. Соловьев, засеки охраняли только казаки в противоположность иным местам, где подобную службу кроме казаков несли ещё и стрельцы. Город Алатырь являлся столицей Сурского казачьего Войска.

           Необходимо заметить, что казаками, кроме служилых татар, становились и местные мордва, точнее одно племя - эрзя. В 1612 году мордовские казаки сформировались во вполне организованное войско, созданное по образцу Донского, с выборными атаманами, мурзами - станичными атаманами и сотниками. Совершенно не имеет значения, в каких уездах - Саранском, Корсунском или Ардатовском - несли службу донские и мордовские казаки. Они вышли из Алатыря, прошли здесь первоначальную службу и выучку.

           Расселение казачьих станиц было делом непростым и нескорым. От Алатыря активно начали продвигаться вглубь Дикого поля засечные линии, постепенно, при помощи воинской силы, сокращая места кочевий степняков, тем самым уменьшая их угрозу Русскому государству.

Со времен своего основания Алатырь отправлял сторожевую и станичные службы, высылая сторожей и разъезды в степь для разведок против неприятеля на 3 сторожевых пункта. Сторожевую и разъездную службу несли конные казаки и другие помещенные здесь служилые люди из соседних городов и селений без различия их происхождения. От г. Ядрина до г. Алатыря и дальше по р. Суре проходила сторожевая линия. После завоевания Казани многие казаки так и остались на освоенных ими землях. К примеру, некоторые из них получили землю в Стемасской пойме и образовали село Стемасы. Исходя из поступных грамот, мы знаем, что села Языково, Сара и Черкесские Сыреси тоже являлись казачьими.

        В 1621 году Московское правительство заменило в Алатыре часть служилых людей из инородцев русскими, переведя из г. Брянска в Алатырь 172 человека.

         После погрома в Алатыре в 1670 году одним из отрядов Степана Разина прежнее значение города как укрепленного оборонительного пункта всецело перешло Симбирску. На смену стрельцов был переведен в Симбирск из Смоленска Бутырский выборный полк, а на смену казаков, которые были переведены на Терек в 1708 году, был сформирован в Симбирске из алатырских мурз и служилых татар симбирский конный полк стольника и воеводы Есипова.

          Исторические факты и документы дают достаточно оснований для утверждения, что казачество на Чувашской земле явление не случайное, а закономерное. И стало быть возрождение его нуждается в государственной поддержке.

          В 1992 году на территории Чувашской Республики образовалось Новочебоксарское Землячество казаков, преобразованное затем в Землячество казаков Чувашии. В 1993 году Землячество казаков Чувашии приняло участие в качестве одного из учредителей Волжского казачьего Войска (ВКВ), став Восьмым отделом ВКВ, а затем Чувашским
отделом ВКВ. В настоящее время атаманом отдела является войсковой старшина Сергей
Николаевич Живчиков. Отдел ВКВ в своей структуре имеет городское станичное казачье общество «Крестовоздвиженское» (зарегистрированное главой администрации г. Чебоксары) и несколько формирующихся хуторов на территории республики.

С 1996 года Волжское казачье Войско вошло в государственный реестр казачьих Войск, получив свидетельство о регистрации № 1.

         В сентябре 2000 года группа родовых казаков в составе В.К. Бобкова, С.Н. Живчикова, В.В. Овчарова, А.Н. Малыгина и священника А.И. Павлова (отец Аполлинарий) учредила региональную общественную организацию «Землячество казаков Дона», в которую в дальнейшем вошли другие родовые казаки, проживающие на территории Чувашской Республики. Атаманом РОО «Землячество казаков Дона» МСОО Всевеликое Войско Донское является генерал-майор казачьих войск Валерий Константинович Бобков.

         В августе 2002 года отдел Волжского казачьего Войска по Чувашской Республике и РОО
Землячество казаков Дона МСОО Всевеликое Войско Донское провели совместный Круг (общее собрание), на котором было принято решение объединиться в одну казачью ассоциацию во главе с Советом Атаманов казачьих формирований.

         Совет Атаманов казачьих формирований в настоящее время взял на себя заботу о формировании казачьей общины в республике, проводит свою деятельность как единое казачество и осуществляет свою деятельность через атаманов казачьих Войск.

           Нами проводится определенная работа по возрождению казачества, решаются вопросы по привлечению казаков к несению государственной и иной службе на благо Отечества. Так нами был восстановлен приход в церкви «Воскресения Христово» г. Чебоксары, осуществляется охрана общественного порядка в качестве членов ДНД, охраняется несколько объектов хозяйственной деятельности, проводится производство сельхозпродукции для нужд государства. Проводится работа по восстановлению Православной церкви «Воздвижения Креста Господня» в г.Чебоксары. Формируется природоохранное подразделение «Казачья природоохранная застава», а также решается вопрос о формировании других казачьих подразделений по выполнению обязанностей, возложенных на казачество Указами Президента Российской Федерации.

С. Живчиков, атаман отдела Волжского казачьего Войска по Чувашской Республике.

 

 



02 марта 2010
00:00
Поделиться