15:00_Новая рубрика в газете «Алатырские вести» получила название «Имя в Энциклопедии»
Новую рубрику в газете «Алатырские вести» открыл известный в городе корреспондент Юрий Захаров. «Имя в Энциклопедии» - так называется эта рубрика. А первый ее герой - Головченко Николай Петрович. Вначале текстового материала автор приводит выдержку из Чувашской энциклопедии: «Головченко Николай Петрович (р. 23.09.1957, г. Алатырь) – организатор культуры, краевед. Окончил Казанский Государственный Университет (1994). Член-корреспондент Всероссийского геральдического общества (с 1994), член Ассоциации русских писателей Чувашской . Республики (2002). С 1993 г. – директор Алатырского художественного музея. При его непосредственном участии выявлены и поставлены на учет исторические и архитектурные памятники города и района, установлено около 30 охранных и мемориальных досок. Автор статей в ряде энциклопедических изданий».
Газетный материал автор построил в форме вопросов к герою рубрики- директору Алатырского художественного музея, заслуженному работнику культуры Чувашской Республики Николаю Головченко. Приводим несколько из них:
- Николай Петрович, каково быть директором художественного музея в небольшом провинциальном городе?
- Также интересно, как, наверное, и в областном центре, или даже в мегаполисе. Возможно, иной усомнится, как можно сравнивать Алатырь с теми же Чебоксарами или Казанью? Суть же далеко не в масштабах, а в отношении к делу. Беда, если хождение на работу выливается в тягостное однообразие. Благодарен судьбе, не уготовившей мне такой участи. И когда 25 марта 1993 года художественный музей в Алатыре открыл свои двери для посетителей, радости не было конца.
- Но поначалу той же судьбой было уготовано тебе стать стоматологом. Что повернуло жизнь в другую сторону, что послужило ключевым моментом?
- Было такое. После школы поступил в Казанское медицинское училище. Получив диплом по специальности зубной техник, какое-то время работал в стоматологической поликлинике Приволжского района Казани и по возвращении в родной Алатырь – в здешнем медучреждении. Работал и всё больше убеждался – не моё это дело. В школе любимым предметом была история. С большой охотой учился в алатырской детской художественной школе. Был одним из первых её выпускников. Карандаш, акварель, гуашь, масло, кисть, холст – это волновало, будило в душе высокие творческие порывы. И во время учебы в Казани старался не пропустить ни одной художественной выставки. Так я познакомился с работами художника Николая Фещина, уроженца Казани, умершего в 1955 году в эмиграции в Америке в возрасте 74 лет. Это про него в 1926 году на вопрос, кто из современных русских художников наиболее талантлив, «Илья Ефимович Репин», - коротко ответил Фешин. Глядя на живописные работы Николая Ивановича Фешина, его нервный, прерывистый мазок, полностью соглашаешься с такой оценкой: талант, талант!
В Казани довелось мне лично познакомиться с Константином Васильевым – художником редкого дарования, избравшего темой своего творчества историю славянства, эпос. Потом, будучи директором Алатырского художественного музея, мы смогли организовать выставку его работ. Но увы, самого художника уже не было в живых. Он ушел из жизни молодым, 34-летним, из-за какой-то трагической случайности. Ушел так до конца непонятый ярыми приверженцами соцреализма. Мастер ушел, но осталось богатое наследие. Главное, что поражает в его картинах – свет. Они будто светятся.
А сколько талантливых художников взрастила алатырская земля! И в первую очередь это великий скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов). Невозможно оставаться равнодушным на выставках работ Николая Каменьщикова ( о нём особый разговор), Евгения Ноздрина, Виктора Куделькина, Степана Скрябина, Раисы Терюкаловой, Олега Коняшина, Евгения Минеева… Список имен талантливых мастеров кисти, которых знают на республиканском и всероссийском уровне, можно продолжать до бесконечности, а потом с полным правом сказать: Алатырь – город художников. И один из почитателей их творчества – ваш покорный слуга.
На всю жизнь запомнилась первая встреча с патриархом алатырских художников Н.А. Каменьщиковым. Было мне тогда лет пять-шесть. Как-то раз мой дед Пётр Михайлович Вавилов взял меня на прогулку. Идем, а навстречу старик: пышные усы, очки с зелеными стеклами, на плечах серый плащ, видимо, ношеный-переношеный. Дед здоровается со стариком (оказывается, они знают друг друга давно, работали вместе в железнодорожном клубе), а тот сразу ко мне: «Любишь рисовать?». Я в ответ что-то невнятное. Старик же продолжает, глядя на меня сверху вниз, - «Надо, надо любить. Хочешь научу?». Когда разошлись, дед и говорит: «Знай, это известный алатырский художник Николай Александрович Каменьщиков». А потом, сидя с дедом на крыльце дома художника, я получил от него первый урок рисования. Он вынес из дома чистые листы бумаги и быстро-быстро сделал несколько карандашных набросков, объясняя мне, несмышленышу, почему это должно делаться именно так, а не иначе. Притягательная сила таланта не могла не оставить след в душе ребёнка. Поэтому неслучайна и учеба в детской художественной школе. Что же касается стоматологии, то это скорее всего выбор взрослых, убедивших неопытного в жизненных обстоятельствах отрока не ловить журавля в небе, а заняться конкретным, что означало в их понимании, прибыльным делом. Но, видимо, уже было никуда не деться от притягательной красоты того самого необычайного мира, в который попадаешь на художественных выставках, в котором живут и творят мастера живописи и резца. Я ведь потом и на исторический факультет Казанского госуниверситета поступил, чтобы ещё больше закрепиться в этом мире. История помогает перекинуть мост между эпохами, видеть искусство и, в частности, зодчество, живопись, народные ремесла на фоне прошедших времён. И надо отдать должное, на этом фоне творчество алатырских художников выглядит достойно.»
Интересный человек, интересный собеседник. Не правда ли? С оставшейся частью этого материала мы познакомим вас несколько позже. И конечно, надеемся, что в этой рубрике появятся новые имена, которые откроет для нас Юрий Захаров.
На снимке: момент вручения знака и Свидетельства о присуждении звания «Заслуженный работник культуры Чувашской Республики» Президентом Чувашии Николаю Головченко.