г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

10:22 100 лет назад в Алатыре был установлен памятник Александру II в ознаменование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости

10:22 100 лет назад  в Алатыре был установлен памятник Александру II в ознаменование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости

Вряд ли кто из молодых жителей Алатыря, глядя на эту фотографию, догадается, что на ней запечатлено событие ни где-нибудь, а именно в их городе.

Давно это было, целых сто лет назад. 1 октября (по ст. стилю) 1912 года на Александровской улице (в наст. время ул. Горшенина) народу собралось видимо-невидимо. Над толпой реяли трехцветные флаги Российского государства, и возвышалась бронзовая фигура императора Александра II. С неё только что сняли покрывало и начались торжества по случаю открытия памятника Царю-Освободителю. Фотокамера запечатлела участников тех торжеств. В большинстве своем это простой люд: крестьяне, мастеровые, приказчики из торговых лавок, извозчики с ременными кнутами за поясами, оставившие свои пролетки у земского сада, номеров «Казань», дома дворянского собрания...

Готовились в Алатыре к открытию памятника Царю-Освободителю, как к большому празднику. Идея его сооружения возникла еще во время подготовки к 50-летию отмены крепостного права. Именно тогда, в начале 1911 года, на Алатырском волостном сходе его участником крестьянином А.С. Суровым было высказано «Особое предложение» о сооружении государю императору Александру II памятника и сборе пожертвований на него. Собирали сначала по шесть копеек с ревизской души и двора, а затем дополнительно еще по двенадцать. Сумма получилась внушительная – около одной тысячи рублей. И в декабре того же года Министерство внутренних дел дало разрешение поставить в Алатыре памятник Александру II в ознаменование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Как со сбором пожертвований, так и с сооружением монумента, не скоро дело делалось. Сначала следовало выбрать модель памятника, которая отвечала бы высокому художественному вкусу, ну и, конечно, была бы «по карману»…

 Выбор остановили на амвросиевском типе памятника. Император в шинели и фуражке протягивает народу свиток высочайшего «Манифеста», подписанный им 19 февраля 1861 года. Первый такой памятник был установлен в селе Амвросиевке Таганрогского уезда Донского войска, а отсюда и название типа. Изготовлен монумент на тульском заводе Маркова. Туда и ездил с заказом Алатырский волостной старшина, которому после его возвращения из Тулы было поручено и «наблюдение» за всеми подготовительными работами по установке монумента: расчистка места, устройство основания для постамента, ограждение решеткой, «дабы кто-либо не нарушил подобающей неприкосновенности и целостности памятника». Возле него установили высокую мачту, на которой развевался государственный флаг. Мачту и ограду ко дню открытия украсили еловыми ветками.

И вот в полдень 1 октября 1912 года на Александровской улице под колокольный звон состоялось открытие памятника. Казалось, сама природа постаралась внести свою лепту в торжественность момента. День выдался солнечным, и деревья, ещё не успевшие сбросить пожелтевшую листву, стояли насквозь просвеченные золотом. Уездный исправник доносил Симбирскому губернатору: «Открытие… было в высшей степени торжественное и привлекло в Алатырь массу крестьян… Вместе с войсками церемониальным маршем прошли отряды конно-полицейской стражи, вольная пожарная дружина и потешные от городского училища…». К памятнику возложили венки от благодарных крестьян Алатырской волости, торговых заведений, членов правления служащих и рабочих товарищества «К.Н. Попов и Ко», дворян и всех граждан города. А перед этим алатырским епископом – настоятелем Свято-Троицкого монастыря Назарием были совершены молебен и освящение памятника. После вечной памяти Царю-Освободителю провозгласили многолетие Николаю II, во время которого с памятника сняли покрывало и перед народом предстала во всём своём блеске и великолепии бронзовая фигура Александра II. Звучали торжественные речи и назидательные слова «о заслугах и нравственных качествах царя-освободителя». Эффектно закончил своё выступление коллежский секретарь князь В.А. Оболенский: «Если бы сейчас мы развернули свиток высочайшего «Манифеста», который протягивает нам государь-император, то вновь и вновь с огромной благодарностью внимали написанному в нём: «Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благосостояния и блага общественного».

После торжеств началось народное гуляние. Звучали бравурные марши в исполнении духового оркестра 180-го пехотного Виндавского полка. А вечером заранее иллюминированные ограда вокруг памятника и мачта засверкали огнями: взвивались вверх ракеты, рассыпались искрами римские свечи. И всё это под громогласное «ура»…

Окончились торжества, и будничная жизнь потекла в своём привычном русле. На сходах крестьян решались вопросы об отсрочке долговых платежей Алатырскому сельскому банку, владении новыми землями, избрании волостного правления и доверенных лиц для выборов земских гласных. В городе открывается сельскохозяйственная выставка, цель которой представить положение дел в аграрном секторе не только Алатырского, а и четырёх смежных уездов. В женской гимназии (бывшей прогимназии) создаётся общество вспомоществования нуждающимся ученицам. Попечение «о недостаточных ученицах» заключалось в снижении платы за обучение, бесплатной выдаче книг и учебных пособий, снабжении одеждой и обувью, открытии столовых, представлении места в общежитиях. Создаётся комиссия по строительству здания для реального мужского училища, учебные классы которого пока продолжают размещаться в арендуемых помещениях. В городе начинаются религиозно-нравственные чтения, местом для проведения которых избран самый большой храм Алатыря – Христо-Рождественский, куда собиралось до двух тысяч человек. Объявляется сбор пожертвований на памятник в Симбирске покойному Председателю Совета Министров П.А. Столыпину – ещё одной жертве террористов. За что убили премьер-министра, великого, как и Александр II, реформатора, не только заложившего фундамент под новое социально-экономическое положение крестьян, но и начавшего масштабную модернизацию страны? За то, что при содействии государства крестьянами скупались нежизнеспособные крупные (по-старому – помещичьи) землевладельческие хозяйства? За то, что Россия на всех парах шла к подъёму и расцвету, что за двадцать лет (1894–1914) её население увеличилось, чуть ли не наполовину и в разы – протяжённость железнодорожной сети, бюджет Министерства народного просвещения, число обучающихся в начальных, средних, высших учебных заведениях?

– И как только рука поднялась, – вздыхали обыватели, жертвуя, кто сколько мог на памятник премьер-министру. – Да, многие благие начинания на Руси оборачиваются новыми бедами.

Беда не заставила себя долго ждать и на этот раз. Началась Первая мировая война, или, как называли её в народе, «первая Германская». Потом последовали отречение Николая II, Февральская революция под лозунгом «Свобода, равенство, братство» и неудачное правление Временного правительства. И вскоре стремление к свободе обернулось Октябрьским переворотом, Гражданской войной. И во время этих драматических событий начали свергать с пьедесталов памятники Александру II. Случилось так и в Алатыре. Как это было, рассказывает в своих воспоминаниях уроженец с. Иваньково, краевед А.Н. Блохинцев. Его родители в 1914 году переехали в Алатырь, где отец поступил работать смотрителем (завхозом) в земскую больницу. «Помню, – пишет Александр Николаевич, – весной 1917 года, когда мне было пять лет, отец взял меня с собой в центр города на площадь к памятнику «Освободителю» Александру II. Памятник на этот раз имел странный вид. Верёвки, привязанные к шее царя, опускались к ограде памятника, образуя собой пирамиду. К этим верёвкам, а их было много, были подвешены портреты членов царской фамилии и прочие атрибуты царизма – изображения царской короны, царских вензелей и т.п. Мы оба стояли и смотрели. Вид этой картины хорошо сохранился в моей памяти. А много позже от кого-то из взрослых я узнал, что вся эта пирамида с атрибутами царизма была сожжена, после чего памятник был свергнут с пьедестала. Потом оказалось, что бронзовая фигура царя была завезена во двор дома, стоявшего напротив бывшего памятника. В доме же этого двора в 1928–1929 годы находилась химическая лаборатория нашей школы второй ступени им. Красина. Во время перемен между уроками мы, ребята, сиживали на этой скульптуре, нагретой солнцем».

Какова дальнейшая судьба памятника? По воспоминаниям других старожилов города, бронзовая скульптура Александра II была переплавлена в железнодорожных мастерских (ныне Алатырский механический завод), а пьедестал разрушен. И уже много лет почти на том же месте стоит другой памятник – вождю мирового пролетариата.

Времена меняются, и вместе с ними весь уклад жизни. Она каждый раз другая, новая. Но в новой жизни нельзя забывать о прошлом.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                  Ю. Захаров

 

 



10 июня 2012
00:00
Поделиться