г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

15:15_Учитель

         Идут первые школьные дни после летних каникул.  Появляются первые отметки в дневниках,  первые радости и огорчения.  И все это школьная жизнь!

В газете «Алатырские вести»  от 1 сентября т.г.  в рубрике «Урок + переменка»  размещен  материал, который  принесла в редакцию бывший учитель средней школы № 12 Аида Николаевна Матросова. Она на пенсии, однако, школа и ученики  для нее  - это вся ее жизнь. Этого нельзя не почувствовать, читая большой  по объему материал, в котором в каждой строчке - любовь, любовь к делу, которому этот учитель служила честно и самозабвенно, любовь  к детям, не показная, а искренняя. Впрочем, вы и сами, уважаемые посетители сайта,  сможете все понять, прочитав рассказ-воспоминание «Листая школьный альбом» учителя А.Н.Матросовой:

                                          « Листая школьный альбом…

      Моя младшая внучка Леночка любит просматривать мой фотоальбом. Однажды она натолкнулась на небольшие фотки… И сразу же передо мною ожили мои мальчики и девочки. Кажется, сквозь бумагу прощу-пывались биения их сердец. «А ты помнишь их?  Расскажи…».

Я помню не только их успехи в учебе, призовые места на физических олимпиадах, но и их небольшие приключения… Очень хочется, чтобы они узнали себя. Тут ничего не придумано, всё из жизни ребят. Работая в школе, я была просто счастливым человеком: сколько было встреч с разными учениками и все – интересные личности. За это спасибо!

Спасибо за то, что вы были лучшей страницей моей учительской жизни! Спасибо за то, что вы всегда были моей поддержкой и опорой, давали смысл моей жизни!

        Возьмемся за  руки, друзья, чтоб  не  пропасть поодиночке

Хорошо помню то время, когда было разрешено переводить учащихся с двойками и давать им аттестат зрелости. В связи с введением обучения «всех без  исключения» альтернатива, вставшая перед учителем,  – с кем работать – решалась в пользу слабого ученика, и львиную долю рабочего и своего свободного времени уделяли слабому ученику, который никак не мог, а чаще не хотел учиться совсем. Зато с нас строго требовали дополнительные занятия с ними и до уроков и после, а то ходить и по домам, если он не на уроке. А увлеченный ученик стал изгоем учебного процесса, где его способности в лучшем случае эксплуатировались, в худшем – подавлялись. Так рождались искусственные барьеры по пути развития детей с высоким уровнем способностей. Решение этой проблемы подсказала заведующая гороно Г.А. Власова. Бал создан городской факультатив по физике, куда входили ученики, которые хотели углубить свои знания. Сергей, Николай, Александр, Дмитрий стали посещать его. Возглавил факультатив Б.А. Дарьев. Была ли моя помощь им равна той, какую они получали? Едва ли! Тому пример.

Мне не забыть урок по теме «Последовательное соединение». Когда были доказаны законы и опытным путем доказаны, ребята напросились к доске и продемонстрировали вживую электрическую цепь. А затем обратились к классу: «А теперь вы возьмитесь, пожалуйста, за руки так, чтобы составить последовательное соединение» (одну руку взять за «+», другую за «–»). Не сразу, но получилось.

Узнав много интересного, новое они приносили в классы своих школ.  Простая истина: «Сильные ученики  - главный резерв учителя». Их никто не сдерживает, они ведут за собой коллектив. Им подражают. Класс становится думающим и… улыбчивым.

         Никогда не  огорчаться, ошибаясь !

Сергей прекрасно учился, был начитан, брался за самые сложные, трудные задачи, за самые сложные рефераты. Был остроумен, его шутки давали разрядку и кратковременный отдых при изучении трудных тем. Мне и сегодня памятны его выражения: «Писать надо меньше, мельче, решать надо короче и никогда не огорчаться…».

Однажды Сергей  дал повод поволноваться. Он «зайчиком» съездил на республиканскую физическую олимпиаду. Произошло это зимой.  Днем резко похолодало, к ночи ожидалось понижение до минус 30 градусов. Отъезд восьмиклассников был отменен. Сергей незаметно умудрился проскочить в автобус (ведь поехали старшеклассники). И только в столице «горе-руководитель» его обнаружил. Но ничего страшного не случилось. Он был накормлен, обогрет и благополучно возвратился. При возвращении он спокойно всё объяснил маме. Она поняла (у него удивительная мама!). А я получила горький урок.

Через год Сергей уже на законных основаниях защищал честь города в столице и занял 4 место. Такую творческую активность ученика мне не забыть.

Есть ребята в классах с ярко выраженными способностями: сильные по математике, физике, химии. К таким относился Дима. И возникла проблема: ученик хотел попробовать свои силы на более высоком уровне и участвовать во всех олимпиадах. Но инструкции не позволяли: олимпиады проводились в один день в одной из школ города. Но Дима умудрился принять участие в олимпиаде и по химии, и по физике (с разрешения председателя – инспектора гороно  Т.П. Лебедевой). Он сумел отлично справиться с заданиями общих олимпиад, но поехал в Чебоксары как призер по химии и занял там призовое место. Был счастлив, испытав радость от своего результата.

К моему глубокому сожалению, Дима ушел учиться в техникум. Но я до сих пор ощущаю запах от огромного букета алых роз, который он преподнес мне в день последнего звонка  на  школьной  линейке.

        Много слов не  надо…

Николай никогда не заучивал физику, а думал над ней. Был не-многословен. Мог иногда долго молчать, прежде чем ответить. Я боялась давать совет при этом, боялась ненароком ошибиться (знала точно, что материал знал, но  был очень раним). Но он с детства был одарен талантом
трудолюбия. Умел преодолевать учебные трудности, серьезно воспринимать оценки и соответственно им что-то добавлять. У него был выработан свой внутренний кодекс чести: «Забывать свои царапины, боль, обиды, но шагать вперёд». За это его любили одноклассники. Ценил дружбу и ею дорожил, был надёжен в делах. Однажды Николай не пришел на урок уже будучи в 10 классе. Ну подумаешь, не явился на урок, пропустил день. С кем этого ни бывало? Но на завтра должна была состояться городская олимпиада по физике, и как призер он должен в ней участвовать вместе с другом  Александром.

Что, струсил? Или от неумения или нежелания держать своего слова? Дело было в другом. Он сильно застудил горло, вечером подскочила температура, он еле произносил слова. Сбив температуру таблетками, Николай пришел на олимпиаду, успешно справился с заданиями. Когда возвращался домой, ему стало плохо (сказалось перенапряжение и ангина). Около кинотеатра «Октябрь» он упал, но крепкие и надежные руки Александра помогли успешно добраться до дома. (О болезни Николая я узнала намного позже со слов Александра). Я же ещё раз убедилась и согласилась с такой истиной: «Чтобы понять друг друга, много слов не надо. Много надо, чтобы не понять».

        На ощупь мир правдивый

Андрей учился легко. Он умудрялся на год опережать программу по физике, дома занимался дополнительно. Как учитель, я поддерживала его самообразование. А когда данный материал приходился по программе, он его углублял, решая более сложные задачи. У него был свой конек: Андрей умел много того, что другие не могли. Мог наладить электропроводку, починить приборы, настроить и отрегулировать новые.  И считался он моим «внештатным лаборантом». При выполнении лабораторных работ помогал слабым, особенно любил девчатам собирать цепи.

Однажды Андрей, засучив рукава рубашки, так увлекся ремонтом, налаживанием приборов (они были для занятий по электротехнике, которую в то время отменили), что мы с ним не заметили, что давно уже закончились занятия второй смены (он учился в первую смену). Из затемненной школы нас провожал сердитый сторож. При выходе из школы его встретили родители. Им я была благодарна. Их сын как никто другой понимал, что и учителю надо просто помогать. И какое это счастье для учителя, если его ученик имеет чувства и живет с ними, не позволяет им остыть. И будет тогда без пользы отличная выучка, если в душе ученика нет понимания, сострадания. Школа не любит равнодушных. Простая истина!

 «… Хорошее  будет жить  вечно…»

Весеннее солнце лезет в глаза, за окном галдят птицы. Со стен кабинета смотрит запыленные портреты Галилея, Фарадея, Ньютона… Учительский стол завален букетами цветов. Идет последний урок (где ни одного слова о физике…).

Юноши со снисходительными улыбками, девушки с глубоким раздумьем пишут предвыпускное мини-сочинение по теме: «А что тебе дала школа?» (писать можно по желанию и без подписи. Просто на память друг другу…).

Вот что написала одна из девушек. «… Школа научила верить в себя и не бояться трудностей,  дала хорошие знания и прекрасных учителей, пода-рила первую любовь и верных школьных друзей, помогла выбрать будущую профессию и сформировать взгляд на жизнь. Конечно, были и неудачи, и огорчения, но как говорится: «Все плохое уходит, а хорошее будет жить вечно». И подпись  – Надежда.

В этих откровенных словах есть и идейная убедительность, и политическая зрелость её  суждений. От себя добавлю. Надежду любили в классе, школе, ибо была яркой, самобытной личностью. Всегда искренне радовалась успехам товарищей, огорчалась, если у них что-то не получалось, всегда готова протянуть руку помощи в трудные минуты. Неистощимая на выдумки, она  была душой коллектива,  организатором в проведении сборов, вечеров, огоньков, соревнований… Но главное – она знала, что будет учительницей и готовила себя к будущей профессии.

          И  в  заключение

Всё ли удалось им в этой непростой жизни? Конечно, нет. Но если они, находясь ещё на школьной скамье, приобщили себя к тому, что могло называться максимализмом,  школа за них спокойна. И жизнь это подтвердила. Все они успешно закончили различные вузы страны, стали отличными специалистами в своей профессии. Но в одном я твердо уверена, что глубокое уважение к физике они унесли в жизнь и обязательно передадут своим детям…

Всё хорошее передается от человека к человеку (кстати, по закону физики).

Жизнь любит тех, кто уважительно относится к ней. Где бы, кем бы ни были, мои дорогие мальчишки и девчонки, размышляйте так же пытливо и смело, как в классе. Всей душой за добрый путь (а вам ещё шагать и шагать…) и добрую судьбу каждого из вас. Счастливой вам дороги и счастливой судьбы!»

 

 



04 сентября 2009
00:00
Поделиться