г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

10:40_Из выступления труженика тыла А.П.Тепловой на презентации книги «И стал тыл фронтом» в Алатырском краеведческом музее 7 мая 2010 г.

10:40_Из выступления труженика тыла А.П.Тепловой на презентации книги  «И стал  тыл фронтом»  в Алатырском краеведческом музее 7 мая 2010 г.

На завод мы ходили вместе. Наши сыновья учились в одном классе. Спрашиваю: «Олега в колхоз отправила?» Мария покрутила комбинацией из трех пальцев и гневно «Вот им не пущу! Хватит того, что я в войну ишачила! Кому-то почет, а нам что? Надо мной дети смеются! Выходит, фронтовики одни завоевали победу, а мы, выходит, только смотрели, как они немца бьют? Что я буду внукам рассказывать?…» И она громко нервно рассмеялась.

    Я была в шоке. Неужели обида на власть превратила детей в заложников? Это и многое другое явилось толчком к созданию общества «Тыл – фронту отдельного от Советов ветеранов. Мы решили « Если не мы, то кто? И если не сейчас, то когда? В орготделе  нас ознакомили с законом об общественных организациях, помогли разработать устав. Основная цель его – Сбор  воспоминаний и издание книги.

    Почему отдельно от Совета ветеранов? Было два фронта, у них были разные задачи, которые они выполняли в разных экстремальных условиях: солдаты на фронте, а мобилизованное население в тылу. Совместными усилиями фронта и тыла была достигнута цель – победа.

    Цель книги – привлечь внимание власти и общественности к забытому пласту истории. Почему? Потому что, того, что  творилось в тылу в войну, как доставалось тыловикам  победа, в истории нет. Оно осталось под грифом «секретно» Сталина. Чтобы скрыть повальную смертность в тылу, голод, каторжный труд, крепостное право в колхозах, скрыть нарушение КЗОТа о привлечении к труду  многомиллионную армию несовершеннолетних, было запрещено писать. Расстрел. Тогда и после молчали все: радио, пресса, писатели, поэты, драматурги, композиторы.  Вот почему не было фильмов, стихов, песен.. Чтобы навечно, как у солдат.

    Чтобы увековечить, поименно назвать всех, кто трудился на трудовом фронте, чтобы взять на учет всех оставшихся в живых, особенно тех кто отмечен беспримерным героизмом в труде, чтобы взять на учет семью где труженик  тыла положил свою жизнь на плаху  победы – нужно было создать Картотеку. Мы ее создавали, над ней работали все члены совета. 16000 членов союза, 16000 писем – воспоминаний 1600 личных карточек прошли через руки совета и актива союза. Они, прошедшие через все испытания войны, больше, с давлением и со скрипом в суставах ходили в союз как на работу все 9 лет.

   Кому можно доверить сбор воспоминаний от очевидцев войны? Никому, Они сами, лично, должны писать свои воспоминания о войне, как ее очевидцы. Помнить или вспоминать свой пройденный путь, отбросив 65 лет через слезы, давление – это не просто. В этом необычном путешествии в прошлое могут помочь только те, кто сам прошел этот путь. К больным и лежачим у нас ходили  члены актива. История не терпит утрирования фактов, подмены слов и фраз или корректировки. В этом залог сохранения самого языка. И не только.

   Обязательна статистика, по которой будет подсчитано: насколько из семьи ушло на фронт, сколько человек заменило ушедших у станка, сколько инвалидов было до и после войны, сколько людей получило профессию  по воле войны и многое другое. Данные в личной карточке должны стыковаться с воспоминаниями о войне, которая дает общую картину – в каких экстремальных условиях люди добывали эту проклятую победу. Без этих данных история будет не прочной. И не полной. История не должна быть поверхностной / для галочки /, крикливой, с непонятными событиями для несведущих.  Опыт показал,  что такую работу можно выполнить только через общество «  Тыл – фронту», оно налагает на члена общества  дисциплину, уставные обязательства, долг восполнить пробел в истории тыловиков. не все у нас было гладко с Советом ветеранов, они сразу же выступили  против создания общества. Но нас поддержал мэр города: выделил комнату в Дома культуры и 10000 руб.. Тогда Совет ветеранов начал запрещать пенсионерам вступать в наше общество. Дремучее решение. Спрашиваю председателя: « А какой количественный состав совета?» Ответил: « А сколько пенсионеров по списку в собезе» « И я?.. Но я не читала вашего устава, не писала заявления на прием..» «Это бюрократия!» Выяснилось: Устав совета не менялся, он нацелен на улучшение социальной базы солдат. Приписанное слово « труда» - только на обложке устава, а труженики тыла вообще не упоминаются. Кстати « ветеран труда» и « труженик тыла» не одно и тоже. Труженики тыла появились сразу, уже в 1942г.  когда стали заменять ушедших на фронт мужчин. Юридически оно было утверждено законом « О ветеранах» в 1950г.  Статус « Ветеран труда» появился в 1978г. ( указом Президиума Верховного совета СССР) за труд в мирное время. Статус «Труженика тыла» дается человеку за вклад в победу.  В этом давно пора разобраться пенсионерам, ведь только благодаря их равнодушию и безразличию Советы ветеранов превратились в мощную общественную организацию. По количеству с 1987г. Благодаря своей инициативе ветераны войны заслужено получили льготы. А труженикам тыла для получения прав и льгот, вероятно, понадобятся доказательства длиною в 70 лет. Таковы реалии.

   Советы ветеранов Екатеринбурга угомонились после выхода статьи тыловиков в газету « Вечерний Екатеринбург» где их обличали в пустословии « защиты и единства ветеранского движения с тружениками тыла области».

    Суммировать личные карточки  (16000) нам помогли экономисты завода. мы получили бесценный материал для восстановления памяти и справедливости.  Кто эти люди совершившие мужественный трудовой подвиг: до 1923г.р. 13%, с 1924 по 1927 гг. – 44%, с 1928 по 1931гг. –28%, с 1932г. – 15%.

    До войны учились все, в войну продолжили учебу только 22%, не мудрено, что наше поколение из-за войны осталось малограмотным – 60%, и 25% совершенно неграмотным. До войны семьи были многодетными: до 3-х детей – 5%, до 6-ти – 51%, до 7-ми – 37%, до 10-ти  - 7%. Из картотеки мы узнали, что не все труженики тыла – ветераны труда, не все пенсионеры труженики тыла – это еще надо доказать.  мы узнали как распределялись награды на предприятиях, на фронте и в колхозах  и многое другое.

    Письма – воспоминания документальны – они не подвергались стилистической правки, художественной обработки чем сохранена связь поколений: внуки, правнуки узнают речь своих близких.  В этих и других вопросах истории нам помогли разобраться ученые – историки Уральского государственного университета и педагогического университета. Изречение: « Кому война, кому мать родна»,                         подтвердил нам правильность избранного пути – воспоминания должны принимать сами очевидцы войны.

    К студентам и школьникам мы обращались за помощью по проведению собраний  к 22 июня – дата начала отсчета трудового стажа тыловиков, таких собраний за 9 лет было 36. Проводили их в 4-х Домах культуры одновременно, совершенно бесплатно, брать деньги за 2 часа никто не помышлял. Больше, каждый из них считал себя соучастником ветеранского движения тыла не Урале. Согласно Устава мы формировали общественное мнение через Центральные, Областные  и городские газеты, телерадиовещание. Это была пропаганда бесценного материала о мужестве и героизме тыловиков перед многомиллионной аудиторией. Нам не только поверили, но и защищали деятельность общества « Тыл- фронту», выступали в защиту заслуг тружеников тыла в победе. Это были главы администраций г. Каменск-Уральского, Городская дума. Орготдел. мы получили мощную поддержку от семи газет города, теперь они стали часто обсуждать проблемы ветеранов тыла. Нас поддерживал Губернатор Свердловской области, в честь дня победы нас приглашали на торжества.

     Юбиляров свадеб и дней рождений мы поздравляли на собраниях с вручением подарка.  Благотворительную помощь нам оказывали акционерные общества ( продуктами или промышленными товарами).

      Мы получили большую поддержку от обществ – тыловиков заводов г. Екатеринбурга и Свердловской области. Солидарность проявили 25 общество Совета ветеранов городов свердловской области, советы ветеранов крупных заводов г. Перми. Мы получили 25 писем от тыловиков Свердловской области, 379 писем из Пермской, 57 из Санкт-Петербурга и других 25-ти регионов. 16000 писем мы получили от тыловиков  Каменска-Уральского и Каменского района.

     Согласно Устава принимали в союз всех кто работал в тылу города, Каменского района, других областей  только на основании воспоминаний и личной карточки. В наш адрес поступали переводы на одну, три, семь тысяч рублей в поддержку  союза. Только на Урал было эвакуировано 567 предприятий из Ленинграда, Украины, Москвы, Белоруссии, Молдавии.

     Очевидцы войны раскрыли нам потрясающую картину: непризнание вклада ветеранов тыла в победу ни государством, ни обществом, ни даже самими Советами ветеранов.

     Не только цели и задачи, но само создание общества « Тыл – фронту» поддержало 55560 тружеников тыла 37-ми регионов страны, они выражали единое мнение6 нежен постоянный, обстоятельный  и убедительный разговор о незаслуженно забытом поколении войны, чтобы не потерялось достоинство и значимость тех, кто отстоял победу в тылу. В войну эти малоимущие дистрофики были на самой большой человеческой высоте: не доедая, опухая, падали и снова вставали, чтобы только спасти детей, выдать норму для фронта. Это был и есть образец той высоты нравственности и чистоты, мужества и героизма, которым надо подражать и передавать из поколения в поколение.

   Из писем мы узнали, что Сталин ввел крепостное право. Там не имели паспортов, существовала обязательная поставка: имеешь корову – норма на сдачу  мяса и молока. Недосдал, задолжал -  корову конфисковали. У колхозника отбирали все – кроме воздуха.  За горсть зерна отправляли по этапу.

   Но благодаря каторжному труду колхозников в войну работали школы, вузы, заводы, шахты, ходили поезда, летали самолеты. Было что отправлять на фронт, в тыл партизанам, в блокадный Ленинград, на освобождение земли от оккупации. Проект закона «О ветеранах» разрабатывался на 95% силовых структур, в преамбуле было / я читала/».. мы не включили лиц не задействованных в действующей армии чтобы не обидеть фронтовиков.. «Не тружеников тыла лиц и, как результат, статьи 20 для тружеников тыла  вообще не было! Союз « Тыл - фронту» внес не малую лепту чтобы эта статья появилась.

    Из картотеки мы узнали – в войну награды получили ¼ часть от 16000 членов. В  своих воспоминаниях они запомнили другие награды: второй талон на похлебку, три метра ситца, кило мучицы.. Это надо пережить!

    Многие получили инвалидность от бомбежек, артобстрелов, шальной пули, голода, непосильного труда, но только 20 членов союза имели документы, но они получают льготы как инвалиды «детства».

     Письма, воспоминания, слезы . . нужна была психологическая разгрузка. Как помочь стать чуток сильнее духом? Мы решили провести конкурс «Мир моих увлечений» когда один человек может принести на конкурс все чем увлекался или увлекается: вязку, шитье, живопись, стихи, чеканку, цветы, резьбу по дереву.

     Добрые отзывы на рукопись мы получили от доктора исторических наук Уральского государственного университета, Научной  библиотеки того же Университета, Екатеринбургской научной библиотеки имени Белинского, Каменск-Уральской библиотеки имени Пушкина и многих других.

     Книга издана. Российская библиотека Санкт-Петербурга сообщила; «Ваша книга «Больно вспоминать, но забыть невозможно» находится в ее фондах издания, ее описание вошло в каталоги Библиотеки, включая электронный и доступно через интернет».  Радости и гордости за наш  труд не было предела.

                         

 

               Руководитель союза «Тыл – фронту» 1991-1999 гг.                                           Александра Павловна  Теплова

 

07. 05. 2010г.       г. Алатырь


08 июня 2010
00:00
Поделиться