г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

16:15_В Алатырской психиатрической больнице состоялась сестринская конференция «Социальная стигматизация, как основная проблема современной психиатрии»

В Алатырской психиатрической больнице состоялась очередная сестринская конференция «Социальная стигматизация, как основная проблема современной психиатрии». На ней были рассмотрены понятие, проявления и причины стигматизации, пути борьбы со стигмой психических расстройств.

Стигматизация – это процесс выделения среди других индивидов на основании некоторых неприемлемых отклонений о нормы с целью применения общественных санкций. Стигма психических расстройств и дискриминация по отношению к психически больным остаются наиболее стойким препятствием на пути улучшения качества жизни этих людей.

Пациенты с психическими расстройствами часто испытывают трудности в получении жилья, страховании и трудоустройстве. Родственники и друзья могут самоустраняться, усугубляя социальную изоляцию больных. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что большинство людей приемлют в целом психически больных как членов общества, но склонны избегать более близких взаимоотношений, например, работать или жить вместе с ними. Степень социальной изоляции меняется в зависимости от диагноза – она усиливается при развитии острой психопатологической симптоматики и наиболее выражена у лиц, лечившихся в психиатрических больницах.

Гораздо хуже то, что психически больные испытывают трудности в получении адекватной медицинской помощи. Пациенты часто неохотно обращаются за психиатрической помощью, что, возможно, ухудшает прогноз из-за отсрочки начала лечения и невыполнения врачебных рекомендаций. Частично это происходит потому, что пациенты чувствуют несправедливое отношение со стороны служб здравоохранения, включая их собственных семейных врачей.

Психиатры стигматизируют и психические расстройства. Ежедневными примерами могут служить называние пациента «шизофреником», а не «человеком, страдающим шизофренией», подсмеивание над странностями в поведении и высказываниях пациентов, негативное отношение к пациентам за то, что им не становится лучше, а также советы стажерам, проходящим психиатрическую практику, выбрать другую, «менее напряженную» специальность. Можно даже утверждать, что наличие отдельного законодательства для «психических болезней» является дискриминирующим.

Пациенты, имеющие психические расстройства, подвергаются стигматизации в течение по крайней мере 2000 лет. Стигматизация – это нечто гораздо большее, чем просто «наклеивание ярлыков». Отношения к тем или иным явлениям редко оказываются совершенно необоснованными и не существуют сами по себе. Дискриминация по отношению к лицам, страдающим инфекционными заболеваниями, в прошлом, возможно, была оправданной для выживания общества, и то же самое может быть верно, и для психических расстройств в до-лечебную эпоху. Работодатели и страховые агенты могут проявлять дискриминацию в отношении пациентов, имеющих психическое расстройство в анамнезе, из-за реальной и юридически правомерной озабоченности невыходами на работу. Вопрос, однако, заключается в том, в какой степени эти проблемы, связанные с психическими расстройствами, влияют на работодателей по сравнению с аналогичными проблемами, связанными со сравнимыми соматическими заболеваниями, и настолько адекватно оценивается роль лечения.

Почти нет сомнений в том, что стигму можно создать (например, управление автомобилем в состоянии опьянения) и уменьшить (например, проказа, сифилис, туберкулез и рак), но повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что первое происходит гораздо легче и быстрее, чем второе. Образование является наиболее очевидным способом расширения знаний, смягчения отношений и установок и влияния на поведение. Две обучающих программы, проведенные ранее в юго-восточной Англии, не оказали существенного влияния на уровень информированности общественности. Обширные образовательные программы, приближенные к населению осуществленные в 60-х годах в США, по всей видимости, повысили способность населения распознавать разные психические болезни и относиться к ним так же, как и к соматическим заболеваниям. Однако данные исследований этих очевидных эффектов часто были противоречивыми, скорее всего из-за расхождений в методологии, а люди, возможно, реагировали так, как, по их мнению, они должны были реагировать, даже если на самом деле были убеждены в чем-то другом. Последние данные свидетельствуют о том, что образование довольно популярно и достаточно эффективно для повышения знаний, по крайней мере, на короткий срок, среди взрослых и детей.

Пока не ясно, меняет ли подобная информация отношения, установки, а также поведение. Мы должны стараться корректировать неверные представления о том, что психиатрия – это нечто неопределенное, что психиатры бесполезны, а пациенты чрезвычайно трудны и опасны, хотя это трудно, если подобные взгляды занимают видное место среди медицинских работников и в медицинских учебных заведениях. Именно отбор и обучение медицинских работников могут превращать их в довольно «крепкие орешки».

Индивидуальные представления, личностные характеристики и жизненные обстоятельства – все это важные детерминанты установок.

Освещение психиатрических проблем в средствах массовой информации является весьма важным источником знаний и формирования отношений и установок. Довольно сложно противопоставить каждой негативной информации какую-либо позитивную, но нужно поощрять сотрудников газет в освещении достижений в области лечения психических болезней и признаний того факта, что насилие исключительно редко при психических расстройствах, особенно, когда проводиться адекватное лечение. Целесообразно также установить связи с отдельными журналистами и предложить им соответствующую информацию в письменной форме. Все более доступным источником медицинской информации становится Интернет, поэтому мы должны предоставлять доступные для понимания и взвешенные факты, опровергающие любую неверную информацию.

Sartorius, возглавляющий программу Всемирной психиатрической ассоциации, направленную против стигматизации больных шизофренией, говорит о том, что психиатры должны изучить свои собственные установки, стать активными защитниками людей с психическими расстройствами, стараться улучшать качество жизни пациентов, отслеживать случаи дискриминации в общественных службах и организациях и учиться у других тому, как решать проблему стигматизации. Кроме того, мы должны внимательно оценивать результаты подобных мер, чтобы определить, что полезно, а что - нет.

 



28 февраля 2012
00:00
Поделиться