г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

_Первый кинотеатр в Алатыре открылся 105 лет тому назад

Вот они – первые кинокадры: к железнодорожному вокзалу подходит поезд, на перроне суета – дамы в шляпах, мужчины в цилиндрах с саквояжами в руках. Снятые с помощью аппарата французского изобретателя Луи Люмьера, они были спроецированы на экран в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже 28 декабря 1895 года. Это диковинное зрелище жители нашего города могли впервые увидеть на традиционных осенних ярмарках. «Живая фотография» – так сразу же окрестили изображение, которое появилось в Алатыре в 1911 году. И алатырцы могут гордиться этим, потому что в те времена немногие уездные города могли позволить себе роскошь – иметь собственный «синематограф Люмьера». А первым, кто рискнул сделать это в нашем городе, был первый поездной ревизор Иван Блохин.

По одной версии – он попал в железнодорожную аварию, по другой – сильно простудился, сопровождая поезда. Так или иначе, но здоровье было подорвано, и ревизора комиссовали с работы. Немало времени потребовалось, чтобы отсудить у владельцев Московско-Казанской железной дороги денежную компенсацию за полученное увечье. Сумма значительная, но всё равно её не хватало для осуществления задуманного плана. До этого И.Ф. Блохин успел «заразиться» синематографом, лицезрев «живые фотографии» в Казани и Симбирске. На полученные от железной дороги деньги Иван Фёдорович покупает у купца Серебрякова каменный дом на углу улиц Симбирской и Вокзальной (ныне – Ленина и Комсомола) и под залог у него берёт заем в размере 15000 рублей. Этого хватило, чтобы переоборудовать помещения под зрительный зал, фойе, кинобудку и закупить аппаратуру, кинофильмы у французской фирмы «Патэ». По рекомендации фирмы так стал называться и кинотеатр. Монтировал оборудование алатырец, студент Казанского электромеханического института Н. Пушков. Он же стал и первым в Алатыре киномехаником.

Киносеансы делились на шесть отделений, и после каждого был коротенький перерыв для входа и выхода публики. Зрители тогда не ждали начала сеанса, а входили в зал в эти перерывы и садились на свободные места. За купленный билет каждый имел право сидеть в зрительном зале до тех пор, пока ему не надоест. Некоторые за один билет смотрели киносеанс два-три раза. В иллюзионе можно было послушать хорошую игру пианистки Трусеневой и трио гусляров.

Популярность невиданного доселе в уездном городе увеселительного заведения была огромной. И первое время интерес зрителей сосредотачивался не столько на содержании картины, сколько на необычайности зрелища. Люди дивились электрическому освещению.

В момент появления «иллюзиона» в первые годы после рождения кинематографа в городе крутились уже не коротенькие (пятнадцать-двадцать минут) ленты, а вполне полнометражные. К примеру, в афише, сообщающей о демонстрации драмы «Вавочка» (имя героини), вместе с её содержанием указывалась и длина киноленты – 1800 метров. И вообще в афишах и программах того времени давалась максимально исчерпывающая информация о фильме. И не только о нём. На полях афиши о «Вавочке», отпечатанной в типографии М.А. Краснова, можно было прочитать о том, что аптекарским магазином Н.В. Кашигина «получен громадный выбор Рождественских и Новогодних открыток... Всегда имеется на складе свежая желудочная эссенция «Орано» от катара желудка и всех желудочных заболеваний». А вот еще: «Желаю поступить на должность машиниста, кассира, приказчика и т. д. специалист по электротехнике как сильных, так и слабых токов». А какие душераздирающие названия давали фильмам: «Роман падшей», «И умерла любовь в расцвете славы», «Позабудь про камин – в нём погасли огни». Были и боевики – «До последней капли крови», «Почему я безумно люблю?». И созвучно названиям кипели на экране страсти. В главных ролях блистали В. Холодная, О. Рунич, В. Максимов.

Сверх программы можно послушать песни и романсы в исполнении певицы Марии Мартыновой под аккомпанемент пианиста  М. Стефановского. Этот музыкант работал в кинотеатре тапером, то есть сопровождал показ кинокартины игрой на рояле. Кино-то было «немое», и музыкальное сопровождение помогало зрителю настроиться на определённую волну, лучше понять происходящее на экране.

О популярности нового вида искусства говорит и тот факт, что только за один год И.Ф. Блохин получил доход, которого хватило рассчитаться со всеми долгами. Успеху алатырского новооткрывателя от искусства позавидовало местное купечество. Позавидовало и рьяно взялось за дело. В 1912 году в доме купца Антонова на улице Александровской (ныне ул. Горшенина) открывается второй кинотеатр «Муленруж», названный  также по имени французской фирмы, у которой владелец купил кинооборудование.

Несмотря на то, что фильмы были не озвученными – «немыми» и слабоосвещёнными – «туманными», кинотеатры пользовались у зрителей огромным успехом. Предприниматели города, объединившись в  кампанию, построили  кинотеатр   «Художественный» на улице Вокзальной (Комсомола). Его здание располагалось на месте будущей школы №1.

Естественно, началась конкуренция. Иван Блохин не стал далее испытывать судьбу, в 1914-ом продал «Патэ» купцу Агею Серебрякову за кругленькую сумму в 60000 рублей, и затем открыл кинотеатр в одном из городов Воронежской губернии.

После революции «Муленруж» закрыли, после чего в двухэтажном каменном здании располагались то телеграфно-телефонная станция, то статистическое управление, а в последние годы – мировые судьи.

«Художественный» переоборудовали в музыкально-драматический театр. Для этого к существующему кирпичному зданию был сделан деревянный пристрой с артистическими комнатами. Вскоре этот театр получил большую известность, в нём гастролировали знаменитые артисты известных театров страны. В 1919 году театр сгорел.

В 1918-ом кинотеатры были национализированы советской властью. «Патэ» переименовали в «Свет», а позднее в «АРС».

Для жителей Алатыря здесь впервые был осуществлён показ первой советской киноленты «Броненосец Потёмкин», затем в 1932 году, когда городской кинотеатр получил одну из первых пяти звуковых установок в Чувашии, демонстрировался первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь». В 1934 году алатырцы увидели фильм о своём знаменитом земляке, герое гражданской войны – «Чапаев».

В годы Великой Отечественной войны название «АРС» кому-то показалось непатриотичным. Вывеску сняли и повесили новую – «Алатырский городской кинотеатр». Провисела она до 1952 года, когда высокому партийному начальству опять пришла в голову мысль: слово «АРС», что в переводе с латинского означает «искусство», не несёт в себе идеологической угрозы. И прежнюю вывеску вернули на своё историческое место.

В 1956 году торжественным собранием, посвящённым Международному женскому дню, был открыт в Алатыре кинотеатр «Октябрь». В типовом здании кинозал был оборудован высококачественной аппаратурой для показа обыкновенных и широкоэкранных фильмов, с периодичностью демонстрации двух-трёх сеансов в день. До начала сеанса зрители могли здесь почитать свежие газеты и журналы, послушать музыку. Начиная с тех лет, дирекцию Алатырских кинотеатров почти три десятка лет возглавлял знатный алатырец, Герой Советского Союза Пётр Григорьевич Макаров.

Кинотеатр «АРС» был закрыт в 90-х годах прошлого столетия, «Октябрь» – в 2003 году.

Сейчас на дворе 2016-ый. И уже совсем скоро в Алатыре появится новый кинотеатр! Будем надеяться, что он также долгие годы будет радовать горожан новыми кинопремьерами.  

 

                                                                  Материал подготовлен работником городской

                                                                  центральной библиотеки, краеведом М. Скрипиным



04 июля 2016
13:03
Поделиться