г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

_ Уроженцем города Алатыря является известный авиаконструктор, Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Н.И. Базенков

_ Уроженцем города Алатыря является известный авиаконструктор, Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Н.И. Базенков

Алатырь - город с богатой историей, он дал путевку в жизнь многим известным, талантливым людям. Среди них - Николай Ильич Базенков, советский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и других государственных премий, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Н.И. Базенков родился 17 апреля 1901 года в Алатыре в семье железнодорожного служащего. Окончил мужскую гимназию. В 1919 году вступил в Красную Армию, был участником Гражданской войны.

После демобилизации учился в Нижегородском практическом политехникуме. В 1923 году за отличную учёбу был переведён в Московский строительный техникум, который окончил в 1927 году по специальности "техник торфяного производства". В том же году поступил на работу в КБ завода № 22 на должность чертёжника, в 1929 году был назначен младшим инженером.

Без отрыва от производства он окончил Московский авиационный институт (МАИ). Работая на заводе, он принимал непосредственное участие в серийном выпуске самолётов ТБ-3 и СБ. В 1935 году был назначен заместителем начальника КБ завода № 22. В этот же период выполнил работу по модификации трёх самолётов ТБ-3 для экспедиции О.Ю. Шмидта для полёта на Северный полюс (ТБ-3 "Авиаарктика"). По его указаниям серийные самолёты переоборудовались для этой цели. На них устанавливались дополнительные баки, обогревающие печи, специальное оборудование. За выполнение этой работы в 1937 году Н.И. Базенков был награждён орденом «Знак Почёта».

В 1942 году Николай Ильич работал в Омске в ОКБ-156 и был назначен заместителем А.Н. Туполева по проектированию и серийному выпуску самолётов Ту-2. После окончания Великой Отечественной войны, вернувшись в Москву, он возглавлял работы по реактивному самолёту Ту-14.

В 1950 году в ОКБ А.Н. Туполева началось проектирование нового скоростного дальнего бомбардировщика – Ту-95. Руководителем работ был назначен Н.И. Базенков. В сентябре 1952 года под его руководством на заводе № 156 было построено 2 экземпляра самолёта, и в ноябре лётчик-испытатель А.Д. Перелёт совершил первый полёт на опытном образце «95-1». Несмотря на катастрофу в мае 1953 года этого первого самолёта и гибель лётчика, испытания второго Ту-95 продолжались.

Второй прототип Николай Ильич вместо восьми моторов 2ТФВ-2Ф оснастил четырьмя более совершенными двигателями НК-12. Сам самолёт представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными в стреловидных крыльях. На каждом двигателе было установлено по два соосно расположенных металлических четырёхлопастных винта. Самолёт имел электрическую систему обогрева носков крыла, стаилизатора, киля и воздушных винтов. В средней части фюзеляжа расположен был грузовой отсек.

С самого начала серийного производства Ту-95 под руководством Н.И. Базенкова началась разработка усовершенствованных модификаций этого самолёта, оснащённых более совершенным оборудованием и управляемым вооружением, позволяющим поражать цели без захода в зону ПВО противника. Первым ракетоносцем в семействе Ту-95 стал Ту-95К, запущенный в серию в 1958 году.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за большие успехи в создании авиационной техники Николаю Ильичу Базенкову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1960-х годах на основе Ту-95 нашим земляком были разработаны несколько самолётов специального назначения – океанский разведчик Ту-95РЦ, самолёт ДРЛО Ту-126 и дальний противолодочный самолёт Ту-142. На основе Ту-142 впоследствии началась разработка основного стратегического бомбардировщика ВВС России – Ту-95МС.

Одной из модификаций Ту-95, разработанной Н.И. Базенковым, был дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114, который поступил в Аэрофлот и долгие годы работал на международных и внутренних рейсах.

В 1971 году Н.И. Базенков был назначен первым заместителем генерального конструктора и ответственным руководителем ОКБ А.Н. Туполева (ММЗ «Опыт»). В 1972 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

За свой труд Николай Ильич награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями. Является дважды лауреатом Государственной и лауреатом Ленинской премий.

Николай Ильич Базенков жил в Москве. Умер 13 апреля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

                                                                                          

 

                                                                                                                             Текст подготовлен по материалам Н.П. Головченко

 

 



12 декабря 2014
09:16
Поделиться