14:25 03 февраля 2015 г.
В деревне Яманчурино уже не осталось ветеранов войны, которые могли бы рассказать о победе над врагом в годы Великой Отечественной войны. Но память о них осталась навеки. В Яманчуринской библиотеке сохранились школьные работы, статьи из газет, имеется презентация «Солдатская родословия». Сохранились воспоминания солдата Корнилова Максима Корниловича, воевавшего под Сталинградом. Библиотекарь альбомы про геройство односельчан хранит бережно. Любят его читать все - и взрослые и молодые. И вот на днях, в день празднования победы под Сталинградом, провела час истории. Рассказы о героях юные читатели библиотекаря слушали внимательно. Родился Максим Корнилович 9 сентября 1913 года. Во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт. Рядовой солдат-связист принял первый бой в июне 1942 года на Дону. Воевал в составе 926-го отделения батальона связи 87-го стрелкового полка 62-й армии Сталинградского фронта.
Вот что он рассказал при жизни:
«Мы прибыли в Воронеж. Здесь мы долго не задерживались - нас отправили к Сталинграду, где тому времени шли ожесточенные бои. Мы через мост перешли на правый берег реки Дона и заняли позицию около города Калач, на следующее утро немцы начали нас обстреливать, бомбить. Оказывается, уже немцы заняли город Калач, нам отдали приказ перейти обратно на левый берег Дона, а немцы уже успели взорвать мост. Начали переплывать реку кто как может. Враг не перестает нас обстреливать. Много людей тогда осталось в реке, а те, кто остался в живых, собрались и начали передвигаться в сторону Сталинграда. Заняли позицию около деревни Прутбой. Враг надвигается на деревню, мы удерживаем ее в своих руках, близ этой деревни была пресная вода, а поблизости питьевой воды не было. Немецкие и румынские солдаты ночью приходили за водой, мы их всю ночь сторожили. Однажды ночью, когда вражеские солдаты пришли за водой, мы их схватили (их было всего двое). Оказалось это были румынские солдаты. Однажды к нам забрели 2 немецкие грузовые машины- они сбились с пути. В кабине сидели 2 офицера. Мы остановили машины, немцы сдались. Забрались в кузов, а там полно припасов. Удивило нас одно: консервы были наши – советские, на этикетках все записи были на русском языке. При подходе к Сталинграду бои становились все тяжелее, большие потери с обеих сторон. Особенно нелегко пришлось в этих боях связистам. Из-за постоянных бомбежек. Взрывов, снарядов обрывались телефонные провода, прекращалась связь. Связистам приходилось чинить линии под обстрелами, бомбежками. И многие обратно не возвращались, оставались на поле боя. "Однажды во время ожесточенных боев прекратилась связь. Его товарищ ушел на линию, но связь так и не смог наладить. Командир приказал Максиму идти на линию. Враг, не переставая, стреляет, голову поднять нельзя, приходилось все время ползти. Осталось где-то 5 метров до места, где оборвалась линия. В это время все затряслось, а дальше ничего не помнил. Когда очнулся, он понял, что его ранили, ноги не двигались".
В этом бою Максима Корнилова тяжело ранили. Это произошло 8 сентября 1942 года. И был отправлен на лечение в госпиталь в г. Тюмень. 10 мая 1944 года снова мобилизовался на фронт. Продолжал защищать Родину в составе 179-го минометного полка 10-го танкового корпуса 1 Прибалтийского фронта. В составе этой же части закончил войну на Западно-Украинском фронте.
В боях за освобождение Шауляя Максим Корнилов Корнилович награжден орденом Красной Звезды.
Лащ-Таябинский территориальный отдел Яльчикского муниципального округа