Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Новости » Выступление Президента Чувашии Николая Федорова на республиканской конференции работников образования

00:00 27 августа 2009 г.

Хаклă ентешĕмĕрсем,  хисеплĕ ĕçтешсем!

Дорогие соотечественники, уважаемые коллеги!

 

Наша республика внесла значительный вклад в формирование федеральной образовательной стратегии. Это отмечают отечественные и иностранные эксперты, федеральные министры, с которыми мы тесно сотрудничали последние 15 лет. Принятая в 1997 году Президентская программа «Новая школа» стала основой инновационного развития образования в республике. Мы участвовали в реализации  большинства  важнейших федеральных и международных образовательных проектов и программ. Символично, что названия федеральной инициативы "Наша новая школа" и первого стратегического документа в сфере образования республики совпадают, равно как и целевые ориентиры, заданные в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года (2008 г.) и  проекте федеральной инициативы.

Это подтверждение правильности выбранных приоритетов государственной политики, основанной на применении современных программно-целевых и проектных технологий управления, создании системы, ориентированной на результат, и многое другое.

Мы с вами можем гордиться тем, что во взаимодействии с федеральным центром определили то видение будущей системы образования, которое наиболее полно соответствует реалиям завтрашнего дня.

Сегодня я хотел бы обозначить круг вопросов, имеющих, с моей точки зрения, принципиальное значение для успешной реализации инициативы «Наша новая школа».

Развивая тезис Д. Медведева о том, что «школа не имеет права быть ветхой», добавлю, что современная школа должна соответствовать самым высоким стандартам качества жизни в XXI веке.

В Чувашии создание современной инфраструктуры образования с середины 90-х годов является приоритетной областью. Приведу лишь некоторые примеры. За десяток с небольшим лет мы построили около 150 новых объектов образования (сегодня это почти  треть от общего числа школ), к ним подвели газ, водопровод, закупили  школьные автобусы. Все школы имеют современное учебное оборудование, подключены к Интернету. Только за 2008 год и первую половину 2009 года закуплено учебное, спортивное и другое оборудование, мебель для начальных классов и различная литература на 421,4 млн. рублей.  1 сентября распахнут свои двери новые школы  -  Байдеряковская основная и Шихазанская средняя, спортивный зал Цивильской школы-интерната № 1, прекрасный  корпус  инженерного факультета Чувашской сельскохозяйственной академии. Завершается строительство учебного корпуса Цивильского аграрно-технологического техникума. Да и красоты в школах заметно прибавилось!

90 процентов чувашских школьников учатся в школах, отвечающих современным требованиям! В России этот показатель не достигает и 60 процентов. Вы только вдумайтесь в эти цифры!

Впрочем, несмотря на позитивную динамику в целом, ещё не все муниципалитеты  научились бережно и эффективно использовать ресурсы, направляемые в развитие образования, поэтому, реализуя государственную политику, мы исходим из принципа: «деньги в обмен на обязательства».

Мы будем поддерживать и поощрять такие учебные заведения, которые оптимизируют текущие расходы, добиваясь повышения качества и разнообразия образовательных услуг.

В последние годы сэкономленные ресурсы направлялись на развитие базовых школ, что привело к улучшению  целого ряда экономических показателей.

Например, «число учащихся на 1 учителя» составляет по республике 13 человек, что превышает среднероссийский показатель  на 23,7 процента; «наполняемость классов» – 19,5 человека  (город – 25,02 и село – 15,54) и выше чем в Российской Федерации на 6,9 процента и Приволжском федеральном округе – на 15,8 процента; «наполняемость школ учащимися» составляет 245 человек, что на 21,3 процента больше, чем в среднем по ПФО.

Вместе с тем к ряду муниципалитетов есть серьёзные замечания. С 2006 года снижение наполняемости классов от 7 до 10 процентов допустили почти в 10 районах. Сложная ситуация  – в Алатырском, Чебоксарском районах.  Но  в то же  время в 6 районах, в том числе в Цивильском, Вурнарском, –  снижения не допустили!

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2007 г. № 825 («Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации») рекомендуемое соотношение численности учителей и прочего персонала составляет  70:30. Сколько школ у нас соответствуют этим стандартам?

Почему главы, руководители органов управления образованием районов и школ, где педагоги составляют лишь 42-49 процентов от общей численности работников, не хотят думать о том, как эти показатели негативно влияют на качество образования? В Порецком районе, к примеру, долю учителей сумели довести до 55 процентов, а в Шумерлинском, где почти такое же количество школ и  работников, доля педагогов в школах составляет всего 42 процента?!  Чем можно объяснить подобные экономические и организационно-штатные абсурды? Поручаю всем муниципалитетам в самое ближайшее время провести соответствующую работу и доложить о принятых мерах.  

На сегодня, по данным Чувашстата, в 10 муниципалитетах школы загружены менее чем на 50 процентов от проектной мощности  - от 34  до 48 процентов. Дальше с такой ситуацией нельзя мириться: это явное свидетельство отсутствия профессионализма в управлении муниципальным имуществом, финансовыми и образовательными ресурсами. Я жду от глав администраций новых идей и решений на этот счёт.

Очевидно, что в ходе реализации инициативы «Наша новая школа» будут пересмотрены не только строительные нормы и правила, должна измениться сама идеология, подходы к тому, какие школы нужно строить.  Но это процесс небыстрый. Для того чтобы система образования соответствовала потребностям общества и ожиданиям потребителей образовательных услуг, нужно постоянно развивать школьную инфраструктуру, искать и находить  нестандартные пути совершенствования материально-технической базы и  архитектуры школ.

Проектирование каждой отдельной школы с нуля в сегодняшних экономических условиях становится непозволительной роскошью.  На разработку проекта уходит от 5 до 10 процентов сметной стоимости нового здания. Нетрудно подсчитать, сколько средств можно было сэкономить за последние годы. Поскольку органы местного самоуправления просят за счет республиканского бюджета построить ещё порядка 20 школ, поручаю Минстрою республики разработать несколько моделей типовых проектов школ с разной наполняемостью – с учётом современных требований к материалам, оснащению, дизайну с  обязательным проведением последующей госэкспертизы.

Конечно,  сильные педагогические коллективы могут эффективно работать в любом здании. Но и в типовой школе можно модернизировать школьную архитектуру (ведь загруженность, особеннно сельских школ,  невысокая!), предусмотрев помещения для проектной работы, студий, школьных библиотек и медиатек. Они необязательно должны быть отдельным кабинетом, а могут встраиваться, например, в какие-то общешкольные помещения.

Очень  важно, чтобы школьная архитектура учитывала потребности  детей-инвалидов и тех, у кого есть проблемы со здоровьем и развитием.

Можно, например, построить зимний сад, остеклить внутренний дворик, сделать беседки для отдыха. Тем более, что Республиканская целевая программа дополнительной занятости населения предоставляет для этого значительные финансовые возможности. И в этом году многие образовательные учреждения на проведение ремонта классов, благоустройство территорий, замену электропроводки и другие работы активно привлекали в летний период безработных граждан.

Нужно активнее  использовать аутсорсинг,  конкурсный отбор малых предприятий, качественно обслуживающих сразу несколько образовательных учреждений в  коммунальной сфере, проведении  ремонтных и строительных работ. При этом органам местного самоуправления следует жёстко контролировать вопросы обеспечения безопасности школьных зданий, внедрения современных дизайнерских решений, создающих  комфортную школьную среду.

Информационные ресурсы стали ключевым элементом современной образовательной инфраструктуры. В результате реализации целого ряда инновационных проектов, поставок в школы компьютерного оборудования, повышения информационной культуры всех участников образовательной среды, создания республиканского образовательного портала и др. информационные технологии превратились  в средство обеспечения учащихся качественным образованием. В некоторых районах ресурсные центры уже вышли за пределы общего образования и превращаются в социально-педагогические центры, повышающие качество жизни населения. В республике действует около десятка виртуальных методических интернет-объединений учителей-предметников. Находясь в разных районах республики, они общаются через Интернет, разрабатывают электронные учебники, повышают квалификацию в индивидуальном режиме.  

Проблема насыщения школ компьютерами уже давно отсутствует (сегодня на 1 компьютер приходится 11,7 учащегося (в России – 1:20).  Проблемой большинства сельских школ остаётся отсутствие локальных школьных сетей.  Если в городе их имеют уже более 70 процентов  образовательных учреждений, то в селе лишь 20 процентов.  Республиканской целевой программой развития единой образовательной информационной среды  предусмотрено завершение этой работы муниципалитетами уже в 2009 году, тем более что здесь не требуются значительные финансовые средства.

Завершая тему ответственности муниципалитетов за развитие  школьного образования, не могу обойти тему оплаты труда педагогов.  Введение новой системы оплаты труда расширило возможности для стимулирования талантливых педагогов, их заработная плата стала в большей степени  зависеть от качества и результативности их работы. Но и здесь не обошлось без перекосов.

У меня есть вопрос к главам администраций гг. Чебоксары и Новочебоксарска: почему в этом году ни копейки не выделено  на создание стимулирующей части фонда оплаты труда работников дошкольного образования? Чуть более одного процента  на это выделено в Комсомольском, Урмарском, Чебоксарском, Ядринском, Яльчикском районах. Хотя в целом по республике стимулирующая часть составляет почти 20 процентов. Куда были направлены выделенные бюджетные средства? На сверхштатную численность? Своими действиями вы  осознанно или нет, но по сути саботируете, разрушаете реализацию нашей государственной политики в части повышения уровня жизни граждан, эффективности расходования бюджетных средств. Напомню, что вслед за оценкой регионов, где только эффективность развития образования отслеживается более чем по 80 показателям, начнётся и рейтингование муниципалитетов. По итогам 2008 года качество и результативность работы муниципалитетов будут оценены  по 8 показателям в сфере образования,  в том числе  и по перечисленным мною направлениям.

Формирование здорового образа и спортивного стиля жизни – одна из наиболее актуальных проблем образования. За последние годы для сохранения и укрепления здоровья детей совместно с органами местного самоуправления сделано немало. К услугам школьников предоставлены современные физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейнами и залами для занятий различными видами спорта, школьные стадионы и спортивные площадки, разнообразные спортивные кружки и секции, ДЮСШ и т.д. Круглогодично проводится множество спортивно-оздоровительных массовых мероприятий с охватом практически всех школьников. По итогам прошлого года республика вошла в десятку лучших регионов по результатам участия школьников во всероссийских физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Это результат значительных усилий органов власти всех уровней, стремления создать наиболее оптимальные условия для учащихся.

Весьма существенно, что инициатива нацеливает на изменение самой идеологии преподавания уроков физкультуры. Как вы помните, мы пытались ввести новую форму организации учебного процесса с учётом индивидуальных запросов ребят. Но неготовность большинства учителей физкультуры к инновациям и  неумение адаптировать учебные программы не привели к каким-либо значительным изменениям в преподавании предмета. Теперь нужно вновь вернуться к этому вопросу, но уже на новом уровне.

(Согласно федеральной стратегии учащихся не будут жёстко разделять на "здоровых" и "нездоровых" такой подход приводит к тому, что большая часть класса попадает в спецгруппу. На уроки физической культуры придется ходить всем ученикам, но у каждого из них будет своя нагрузка. Занятия станут проводиться в форме ролевых и командных игр. Одни участники таких занятий  приложат больше усилий, другие меньше, третьи минимальные (с учетом состояния здоровья). Абсолютно согласен с известным российским психологом, академиком Василием Давыдовым, который  говорил, что «дети болеют от безделья, потому физическая нагрузка должна быть интересной и нескучной".

Убеждён, что основные факторы «риска» имеют всё же не медицинскую, а поведенческую основу: образ жизни школьника, развитие персональных ресурсов здоровья (в том числе  психологическая готовность к школе, уровень социализации, развитие коммуникативных способностей и многое другое, что формируется в совместной деятельности педагога и ученика). И здесь основательно предстоит поработать службе медицинского и психологического  сопровождения ребёнка в школе.        Сохранение и укрепление здоровья школьников должны стать заботой номер один не только для Минобразования Чувашии и педагогических коллективов, но и Минздравсоцразвития и Минспорта республики. Ранняя диагностика, профилактика заболеваний, увеличение двигательной активности, расширение элементов игровых видов спорта на уроках физической культуры, привлечение родителей к занятиям физической культурой и спортом вместе с детьми и многое другое – эти задачи предстоит решать в новом учебном году.

Школы могут стать центрами общественной, культурной и политической жизни, объединяющей учеников, родителей, родственников, знакомых и друзей. Материальная база, созданная за последние годы, позволяет сделать это. Каждая школа в состоянии иметь футбольную, волейбольную, баскетбольную команды, которые участвовали  бы  в республиканских соревнованиях на регулярной основе. Это же относится к художественной самодеятельности, техническому творчеству, социальным инициативам и проектам.

Уже несколько лет мы методично и настойчиво занимаемся борьбой с курением. Физиологические, экономические и социальные последствия этого порока уже доказаны и они бесспорны. Давайте сделаем следующий шаг: объявим все наши учебные заведения, включая высшие, свободными от табака.  Только сделаем это реально, не так, как это сделано сейчас, когда на входе уважаемого учебного заведения  висит красочный плакат «Чувашия без табака!», а чуть ниже  указатель места для курения. Это будет тот случай, когда соединение административных и общественных усилий даст исключительный результат.

Есть выражение: «школа не может быть лучше учителей». У нас немало учебных заведений и педагогов, которыми мы можем по праву гордиться. Так, за три года в конкурсах национального проекта «Образование» участвовало 62 процента школ и 10 процентов учителей. Но так не везде. Например, ни одна школа Красночетайского и Шумерлинского районов не стала победителем конкурсного отбора. В истекшем году в целом  более 20 процентов педагогических работников участвовали и побеждали в различных конкурсах всероссийского уровня.

В школах, внедряющих и тиражирующих лучшие образовательные практики, стремятся учиться, причём учиться у лучших учителей, а выпускники являются интеллектуальным достоянием нашей республики. Мы гордимся, что труд педагогов этих школ приумножает славу Чувашии как инновационного региона. Чувашская Республика по соотношению числа победителей и призёров интеллектуальных олимпиад на 10,0 тыс. школьников вышла на 2-е место в стране после Санкт-Петербурга. А ведь совсем недавно республика выше 45-го места не поднималась. Вдвое по сравнению с прошлым годом увеличилось количество «звёзд и звёздочек» на различных всероссийских научно-исследовательских и  творческих конкурсах. Из года в год стабильно высоки результаты сдачи выпускниками единого государственного экзамена.

Эти примеры как нельзя лучше подтверждают слова  Рериха: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но Учитель может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Учителя могут создавать новое воображение и раскрывать творческие силы человечества».

2010 год в России объявлен Годом учителя. Это уникальный  прецедент, когда весь год пройдёт под знаком государственной поддержки представителей конкретного профессионального сообщества. Вы прекрасно понимаете, что это не должно стать игрой в одни ворота. Работать предстоит с удвоенной силой, ещё ответственнее, ещё результативнее.

Только так мы сможем подготовить новое поколение молодёжи к активной жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Им не страшны будут экономические кризисы, ибо противостоять смогут благодаря знаниям, полученным в школе, помноженным на мировой опыт. 

Ещё в древности китайский философ Конфуций сформулировал основные принципы педагогики: «Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учеба дается ученику легко! Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, легкость учения и возможность для ученика думать и составляют то, что зовется педагогикой». Не это ли изречение известного философа должно быть в основе  школьного образования?

Вряд ли кто станет отрицать, как велика роль директора в развитии  современной школы. Поэтому в становлении руководителя, вчерашнего учителя, существенное значение имеет повышение квалификации или, использую модное сегодня слово, – «перезагрузка». В данной ситуации оно весьма  удачно. И лучшей базой обучения директоров должны всё больше становиться школы-победители конкурса нацпроекта «Образование».

Кстати, попутно вопрос директорам школ, получившим федеральные гранты  в рамках  нацпроекта «Образование»: почему в г.Шумерле на повышение квалификации учителей из грантовых средств в размере 1 млн. рублей  направлено 24 процента, а в Аликовском, Батыревском, Ибресинском и ряде других районов школы-победительницы не направили ни рубля? Советовались ли директора с учителями? Главам администраций указанных районов стоило бы сопоставить  качество образования в  своих школах со школами других районов, где понимают важность непрерывного педагогического образования, например, по результатм ЕГЭ, массовости участия  школьников в интеллектуальных конкурсах и т.д.

Хочу обратить внимание ещё на одну актуальную проблему, которая была особо выделена мной  ещё в Стратегии развития образования  республики до 2040 года. Напомню, что школа несёт ответственность за обучение каждого ученика – и сильного, и слабого, с ограниченными возможностями здоровья.

11 августа мною  подписан Указ о создании Совета при Президенте Чувашской Республики по делам инвалидов. Если мы хотим построить  цивилизованное общество, закрывать глаза на существующие проблемы просто преступно.

В республике есть определённые наработки по организации обучения  детей с проблемами здоровья. На базе средней школы № 59 г. Чебоксары внедряется новая модель обучения, которая с этого года примет сетевой характер. В инновационную сеть войдут гг. Новочебоксарск, Шумерля, Канаш. Использование интегрированных программ, дистанционных технологий и гибкого расписания уроков помогает ребятам не только хорошо учиться, но и адаптироваться среди сверстников, почувствовать себя нужными обществу. Найдены комбинированные решения в школах № 19 г. Чебоксары, № 1 г.Новочебоксарска, № 2 г.Цивильска, где больным детям созданы благоприятные  условия не только для обучения, но и социализации. Постоянный мониторинг их развития, индивидуальные образовательные программы,  ежедневные занятия со специалистами, глубокая интеграция в школьную среду через внеклассные мероприятия и систему дополнительного образования дают удивительные результаты. По данным мониторинга, около 40 процентов детей с задержкой психического развития, обучавшихся в прошлом учебном году в первых специальных классах вышеперечисленных школ гг. Чебоксары и Новочебоксарска, во второй класс пойдут  уже в массовые школы по месту жительства.

Но это только начало работы. По статистике в республике более 14,5 тысячи  детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 4,6  тысячи – инвалиды. В связи с обсуждаемой темой обозначу ряд задач.

Первая. Что делать с детьми дошкольного возраста в сельской глубинке, которым не доступны услуги специалистов? Наравне с родителями   ответственность за таких детей должны нести органы местного самоуправления. Плохо, что ни в одном  сельском детсаде нет условий для больных детей, да и города не готовы удовлетворить население в специализированных услугах дошкольного образования. В этой ситуации одним из путей подготовки  детей к школе могло бы стать открытие в школах-интернатах дошкольных групп с организацией  полноценного медико-психолого-педагогического сопровождения. Конечно, это потребует дополнительных средств и условий, но с учётом сокращения численности детей в интернатах и высвобождающихся площадей вопрос вполне решаемый.

Нужно искать и другие схемы помощи особым детям. Оптимизация штатной численности не должна проводиться в ущерб развитию ребёнка, наоборот, нужно изучить дополнительную потребность в психологах, логопедах, дефектологах и изыскать возможность их введения в штаты образовательных учреждений. Раннее диагностирование и помощь специалистов помогут не одному ребёнку избежать проблем с обучением в школьный период.

Другая задача  связана с детьми школьного возраста. Я специально отметил в тексте нашей Стратегии, что сегодня в Европе широкое развитие получило инклюзивное образование, когда дети с проблемами здоровья обучаются в массовых общеобразовательных школах. Это очень дорогостоящее обучение, для которого должна быть создана особая инфраструктура, поставлено специальное оборудование, учебно-методическая литература, организовано индивидуальное сопровождение. Потому так важно современному учителю владеть целым спектром педагогических и информационных технологий, способами и методами работы как с мотивированными учащимися, так и менее подготовленными. По большому счету, нам предстоит менять не только менталитет родителей и  школьников, но  и саму  философию отношения к инвалидам, распространяя имеющийся собственный и мировой опыт, привлекая к этому средства массовой информации.

К сожалению, сегодня наше общество пока не  готово к толерантному восприятию совместного обучения здоровых и больных детей. Поэтому специальные (коррекционные) школы-интернаты должны стать центрами сопровождения детей, имеющих различные нарушения развития. Дети, оставаясь в семье, смогут на школьных автобусах  приезжать туда на консультации и коррекционно-развивающие занятия. Для этого муниципалитеты должны проанализировать потребность в таких услугах и разработать гибкие графики.

За последние годы система образования неплохо работает по дальнейшей социализации выпускников школ-интернатов и массовых школ с ограниченными возможностями здоровья. По статистике, абсолютное большинство их поступает в учреждения профессионального образования, трудоустраивается.

Вместе с тем проблемой является то, что в самой системе профессионального образования не созданы условия для обучения инвалидов, и прежде всего  имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Иногда учреждения профобразования под любыми предлогами отказывают в приёме даже тем выпускникам школ, которые самостоятельно передвигаются. Напомню недавний случай: для поступления  в музучилище одарённой девочки из интерната для слабовидящих детей понадобилось вмешательство адвоката известной российской эстрадной певицы. Куда это годится?  Судьба каждого выпускника-инвалида школы или учреждения  профобразования должна быть под особым вниманием руководителей самих образовательных учреждений и Минздравсоцразвития республики. Нужно помогать ему подниматься на каждую следующую ступень социализации, вплоть до трудоустройства после получения  профессионального образования.

Приведённый выше пример показывает, что отдельные руководители, к сожалению, даже  права не имеют называться  педагогами  и воспитателями, поскольку их деятельность противоречит и государственной политике, и нравственным нормам.

Система образования была и остается главным инструментом  духовно-нравственного воспитания личности.

В начале августа я встретился с педагогической общественностью республики, чтобы обсудить предложение Администрации Президента России и Минобрнауки по участию Чувашии со следующего учебного года в эксперименте по введению нового предмета  по духовно-нравственному воспитанию школьников. В нём примет участие пятая часть всех школ из 18 регионов России. Целью проекта является изучение по выбору родителей и учащихся одной из дисциплин: истории и культуры традиционных религий; истории мировых религий; основы светской этики. Новый предмет будет изучаться в течение четырёх месяцев   последнюю  четверть в четвёртом и первую – в пятом классе.  Преподавать курс будут учителя гуманитарного профиля или учителя, прошедшие специальную переподготовку.

Мои советники в лице известных и авторитетных представителей научно-педагогического сообщества пришли к мнению, что наиболее предпочтительной для изучения, не  ущемляющей чьих-либо прав, будет история мировых религий. Я в данном случае как Президент многонациональной республики их поддерживаю. И хочу подчеркнуть принципиально важное для преподавателей знание истории мировых религий – это не цель, а только инструмент, позволяющий закрепить в сознании современного школьника незыблемое духовное основание жизни человека – любовь. Ведь любить – значит брать на себя ответственность: за близких, за отечество, за сохранение мира, красоты родной земли, тепла отчего дома. Любовь проявляется в милосердии, послушании родителям, заботе о слабых и нуждающихся. А ведь качество жизни людей определяется не только уровнем  экономического развития, но  и в еще большей степени духовно-нравственным состоянием, культурой общества. В истории тому немало примеров, как-то: Япония, Южная Корея, Скандинавские страны или Саудовская Аравия.

Педагогов, которые будут вести новый предмет,  просил бы глубоко осмыслить: сколь велика ваша ответственность в его преподавании. Вы должны давать детям не религию, а духовную основу для строительства гармоничной жизни. Несомненно, в ходе изучения новой дисциплины должен вестись постоянный мониторинг развития личности ребёнка,  полученных знаний в этой области и изменения его мировоззрения и поведения.  Каких практических результатов я жду от предмета? Элементарных, но чрезвычайно важных для личности ребенка и здоровья общества: чтобы люди помогали нуждающимся перейти дорогу, чтобы мужчины уступали дамам место в транспорте, чтобы все убирали за собой мусор  и т.д.

Очевидно, что изменения в системе школьного образования, жесткие рыночные условия, растущие требования работодателей требуют серьёзных качественных организационных, структурных и содержательных  преобразований в системе профессионального образования, внедрения гибких и  эффективных механизмов реагирования на вызовы времени.

Приемная кампания 2009 года выявила новые проблемы для системы профобразования. Они проявилась, с одной стороны, в отсутствии конкурса по ряду специальностей в учреждения высшего и среднего профессионального образования (культура и искусство, образование и педагогика), а с другой – в отсутствии у значительной части абитуриентов ясных целей и предпочтений в отношении выбора специальности и учреждения, вплоть до завершения приемной кампании .

Если первая особенность связана с недостаточной работой учебных заведений по прогнозированию, оптимизации перечня специальностей, то вторая свидетельствует о низком качестве работы по профессиональной ориентации молодых людей на всех уровнях образования и отсутствии реального влияния на этот процесс со стороны самого бизнеса. Сегодня всем учреждениям профобразования необходимо выявлять новые сферы деятельности, которые потребуют дополнительного количества трудовых ресурсов и открытия новых специальностей: например, в управлении социальной сферой, логистике, сервисе, операционном менеджменте и др.

Президент США Барак Обама, выступая с обращением к стране, признал критическое состояние образования в стране и при этом отметил: «страны, которые лучше учат сегодня, будут побеждать нас в конкурентной борьбе завтра». Как вы считаете, по плечу нам вырастить поколение победителей? Я убежден: не только по плечу, мы просто обязаны это сделать во имя достойного будущего нашего Отечества.

 К сожалению, совершив настоящий прорыв в развитии среднего образования, мы, мягко говоря, не преуспели в модернизации в целом профессионального образования, отвечающего вызовам времени (хотя отдельные успешные примеры есть, но их явно недостаточно). Я обращаюсь к руководителям, профессорам и преподавателям наших университетов, институтов и колледжей: давайте избавляться от комплекса провинциальности, давайте ориентироваться на самые высокие стандарты в обеспечении уровня преподавания, создании привлекательных условий для обучения, научной деятельности, при международных и межвузовских обменах возможности последующего трудоустройства, в развитии  инфраструктуры и др.  Почему бы, например, используя опыт работы с одарёнными детьми в  дошкольном и школьном образовании, не создать систему такой работы  в профессиональном образовании?

Ежегодно более 200 победителей и призеров республиканских олимпиад, научно-практических конференций школьников становятся студентами вузов Чувашии. Но эффективной схемы их дальнейшего сопровождения нет, равно как и не сформированы управляемые электронные базы данных. В предстоящем учебном году эту проблему необходимо решить. Каждый вуз должен иметь специальную программу поддержки талантов, предусмотрев в ней организацию стажировок в лучших научно-производственных центрах республики, России, а возможно  и за рубежом. Полагаю, что одним из индикаторов качества управления ректората должна стать доля финансовых средств (бюджетных и внебюджетных), направленных на поддержку талантливой молодежи.

В условиях экономического кризиса одной из важнейших проблем в системе профессионального образования является трудоустройство выпускников. Так, по данным мониторинга рынка труда, на 15 августа текущего года трудоустроено около 50 процентов выпускников учреждений профессионального образования, в том числе: 49,5 процента – выпускники вузов; 30 процентов – ссузов, 67,1 процента – училищ республики (18,3 процента выпускников призваны в ряды Вооруженных сил, 12 процентов продолжили учёбу в вузах и ссузах).

Повышению мобильности на рынке труда способствует реализация  Республиканской целевой программы дополнительной поддержки занятости населения (почти тысяча выпускников вузов и ссузов получили в этом году возможность пройти стажировку в организациях и на предприятиях республики),  выпускники учреждений профобразования получают дополнительные профессиональные компетенции   вторую профессию или новый вид деятельности. В 2009 году более 60 процентов выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования и 16 процентов выпускников вузов получили рабочие профессии без отрыва от обучения. Для оказания содействия в трудоустройстве   выпускников  учреждений  профобразования задействованы и внутрисистемные механизмы. Так, в 17 учреждениях профобразования работают центры по трудоустройству студентов и работе с выпускниками.

Но нужны новые решения. Эффективная  в экономически стабильные годы система договорной подготовки кадров в нынешних условиях полноценно работать не может. В период финансового кризиса особенно остро проявилась проблема неготовности  выпускников обучаться в течение всей жизни, корректировать свой профессиональный путь, гибко реагируя на изменения рынка труда. К примеру, сколько выпускников вузов и техникумов воспользовались возможностями по созданию малых предприятий в рамках программы занятости населения? По данным Госслужбы занятости населения республики, ни один. О чём это говорит? Выпускники не информированы или учреждения готовят специалистов с низким уровнем компетенций, что не позволяет им воспользоваться государственными средствами для открытия собственного дела?

В сложившихся условиях необходимо дальнейшее усиление роли государственно-частного партнёрства, активное использование возможностей уже созданных базовых кафедр  технопарков для подготовки специалистов высокотехнологичных производств, что позволит объединить в единую систему образовательную, научную и производственную деятельность. Благоприятствует этому и вступивший в силу Закон «О создании бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ», который позволяет выпускникам и сотрудникам более эффективно внедрять результаты интеллектуальной деятельности (патенты, изобретения и др.) в наукоемкое производство. Безусловно, эта инициатива расширит возможности вузов и позволит увеличить занятость населения в сегментах рынка с высоким потенциалом роста. Следовательно, задачей для учреждений профессионального образования становится активное вовлечение педагогов, сотрудников и студентов в прикладную науку, что позволит продвигать инновационный бизнес, приобретать навыки управления и увеличить доходы как преподавателей, так и студентов. Нужно сделать так, чтобы уже через несколько месяцев в каждом вузе такие предприятия заработали.

Тем более, что основы знаний в этой области закладываются уже в школе  в рамках учебных предметов «Технология» и  «Обществознание». Но отсутствие наступательной активности молодёжи по внедрению в бизнес свидетельствует о том, что и здесь проблем хватает. Полагаю, что одна из причин кадровая. Перефразируя нашего классика-баснописца И.Крылова, скажу, что сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь – пирожник. Предпринимательство – очень сложная сфера и для того, чтобы сформировать современное поколение бизнес-класса с высокой социальной ответственностью, простое теоретическое знание учителем  экономических законов недостаточно. Директорам школ нужно проявлять большую активность, изобретательность и использовать все возможности. Школе могли бы помочь также и представители предпринимательского сообщества – успешные и авторитетные в обществе и способные на собственном примере заинтересовать школьников.

А базой для обучения детей инновационным технологиям ведения бизнеса, в том числе и в сфере  сельского хозяйства, должны стать лучшие организации, где есть современное оборудование, «продвинутые» менеджеры и  специалисты  производства. В сельской местности, используя уже имеющийся опыт  сотрудничества профессиональных училищ с предприятиями реального сектора  экономики, тоже нужно открывать учебно-производственные площадки. Есть ещё и такое интересное и перспективное направление, как производство экологически чистых продуктов. Развитие этого направления качественно меняет содержание сельскохозяйственного труда. Это уже не «барщина», как это чаще всего бывает. Это современные технологии, разнообразие видов растений и животных, реальные инновации и биотехнологии, захватывающая работа по информационному обеспечению. Наконец, это возможность обеспечить собственные столовые первоклассной здоровой продукцией, также продавать её комбинатам школьного питания городов. Юноши и девушки, которые придут в этот бизнес, никогда не пожалеют об этом и будут всегда востребованы. Естественно, что соблюдение трудового и образовательного законодательства должно быть непременным условием организации всей работы.

Следующая задача связана с передачей из федеральной собственности в республиканскую собственность ряда учреждений среднего профессионального образования. Эффективным решением могло бы стать создание инновационных организационно-правовых форм  учреждений профессионального образования, в том числе и автономных. В настоящее время этот статус получили 6 учреждений. К 2011 году процесс автономизации ссузов и профессиональных училищ следует завершить.

Обращаю внимание муниципальных властей на то, что они тоже  должны серьёзно заняться проблемами начального и среднего профессионального образования, разворачивая их в сторону современного производства и экономики с учётом особенностей развития своих территорий. 

Уважаемые коллеги, соотечественники!

В новом учебном году преподавателям, учителям, педагогическим коллективам, органам местного самоуправления, министерству образования предстоит решать  высокий уровень задач. Но я уверен – вы с ними справитесь.

Поздравляю вас с началом ещё одного нового учебного года и желаю, чтобы все  образовательные проекты, так необходимые в современном обществе, были оценены общественностью, работодателями, школьниками и студентами  только на высший балл! Другие ориентиры не для нас!   

 

Фоторепортаж       

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика