00:00 08 марта 2008 г.
1. Концептуальные и методологические предложения
Если на Руси «танцуют от печки», то мы в нашей работе должны танцевать от фундаментальной основы и стратегического ресурса для решения практически всех проблем общества, от экономики и здоровья нации и до его духовного и морального состояния. Это система образования и воспитания. Эффективность именно этой системы прежде всего и сильнее всего влияет и на динамику развития человеческого потенциала, и на корреляцию его составляющих. В соответствии с методикой, определенной ООН, по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Российская Федерация в 2005 году находилась на 65-м месте среди стран мирового сообщества.
Если в 2000 году Чувашская Республика занимала по этому показателю 45-е место в Российской Федерации, то в 2005 – 29-е.
Страны и регионы с наиболее высоким показателем ИРЧП имеют и самую лучшую характеристику качества жизни (лидеры здесь – Норвегия и Швеция).
По данным журнала «Коммерсантъ ВЛАСТЬ» (№48 от 5 декабря 2005 года, с.37), на 2003 год в Российской Федерации по качеству жизни в
«семерку» лидеров вошли следующие субъекты федерации по последовательности: Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Белгородская, Ярославская, Московская области.
Целесообразно иметь в виду (учесть) также Глобальные цели развития тысячелетия, а также Цели развития тысячелетия для Российской Федерации, которые отражаются в материалах и докладах, связанных с Программой развития ООН (ПРООН).
2. Предложения по содержанию
2.1. Стратегия не в полной мере отражает социально-экономические потребности республики, а именно недостаточно представлена ситуация на рынке рабочей силы. Следует внести следующие данные:
· число и динамика занятых по отраслям экономики, в государственных и муниципальных учреждениях, квалификационная структура, профили образования и возрастная структура;
· число и динамика безработных, квалификационная структура, профили образования и возрастная структура;
· динамика спроса на рабочую силу – самые востребованные профессии и уровень квалификации (с прогнозом на 3-5 и более лет).
Грядущие изменения в структуре экономики республики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года указывают на изменения потребностей образования, однако показаны они очень слабо. Надо иметь в виду также изменения участия (доли) первичной (сельское и лесное хозяйства, горная
промышленность) и вторичной сферы экономики (промышленность, услуги) в создании ВРП в будущем (каковы косвенные последствия этих изменений и какие будут изменения в потребностях в специалистах?), а также ожидаемые изменения в степени развития отдельных отраслей промышленности и сферы услуг в предстоящих периодах.
Недостаточно внимания отводится развитию общественных отношений – воспитанию толерантности, солидарности с процессами, происходящими в республике, активному участию граждан в общественной жизни, ее демократизации.
Знания сами по себе, даже эффективная система образования сама по себе, если они находятся в недемократическом тоталитарном режиме или в неблагоприятной политической атмосфере, не дадут должной (тем более, долгосрочной) отдачи (результата) ни для экономического развития, ни для общественного прогресса (очевидные примеры – это история СССР и других социалистических стран, которые имели неплохую систему образования, но развалились).
Раскрывая данную тему, следует также отразить участие родителей, государственных и общественных учреждений в управлении и оценке эффективности учебных учреждений.
Здесь следует обратить внимание на положение учащихся с особыми нуждами – детей-инвалидов, особо одаренных детей.
Прогрессивные тенденции заключаются в упразднении по возможности специальных школ для таких детей с тем, чтобы обеспечить равные возможности и естественную среду для развития всех членов общества. Cовременное и качественное профильное обучение должно быть с максимально широким охватом, и в этом смысле все школы должны стать в новых условиях «элитными».
В работе с такими меньшинствами на всех уровнях целесообразно дополнительно что-то организовать, чтобы снять проблему ограниченности подвижности.
Следует отметить, что структура Стратегии и задач, представленная на период до 2020 года, полностью согласована, в то время как к другой части документа - на период с 2020 до 2040 годов - относится только небольшая часть текста, большей частью обобщенная. Нет разъяснений и аргументации, почему необходимо и возможно, чтобы Стратегия развития образования для Чувашии, в которой нет «экономики сырьевой зависимости», была более долгосрочной, чем социально-экономическая стратегия.
Здесь надо прежде всего учесть концепцию и особенности экономики Чувашии, основанной на знаниях, позволяющей быстрее сформировать наукоемкую и высокотехнологичную экономику с мощным обрабатывающим сектором, с форсированием развития отраслей с высокой добавленной (интеллектуальной) стоимостью. Ибо рост ВВП страны в немалой степени за счет истощения природных ресурсов обесценивает сам экономический прогресс. В этом смысле Чувашии повезло, что у нас нет нефти и газа. При этом только за три последних года объем промышленного производства в республике вырос на 45,6 процента. Нам для этого никто никаких тепличных условий не создавал. Все сделано в условиях ужесточающейся рыночной конкуренции XXI века и реально свидетельствует об уже заметных результатах в развитии инновационной экономики Чувашии. Это – хороший результат, но чтобы его сохранить, необходимо дальше набирать обороты по всем актуальным направлениям. И самое актуальное здесь – снова образование.
2.2. Ориентация образования традиционно направлена на развитие знаний. Но сегодня больше ценятся творчество, развитие свободного мышления, разные навыки и способность адаптироваться, чем традиционные знания, возможность использования которых имеет ограниченный срок. Знания, необходимые для благополучной жизни и внесения вклада знаний в общество, разделяются на традиционные и трансверсальные.
Трансверсальный (от англ. transversal – поперечный, диагональный) – в данном контексте (о знаниях) сокращающий путь, путь, упрощающий, облегчающий достижение целей.
К традиционным относятся владение родным и иностранными языками, математические способности и знания естественных наук, а в последнее время также умение работать на компьютере и пользоваться Интернетом. Трансверсальные знания – это актуальные знания о том, как эффективно учиться и получать знания, знания об обществе и участие в его жизни, предприимчивость или предпринимательские способности, культура и умение представить себя (презентовать) и общаться (коммутировать).
2.3. Вопрос сохранения и развития качества преподавательского состава. Привлечение самых подготовленных кадров для работы в
учебных заведениях связано с финансовым и общественным положением преподавательского состава в социуме, а также с возможностью привлечения их знаний вне рамок процесса обучения в самих школах. В связи с этим нужно укреплять связь школ с экономическими и государственными и муниципальными учреждениями, с обществом, имея в виду, что как ученики (дополнительно) развиваются, занимаясь внеучебной деятельностью, так и учителя (дополнительно) развиваются, работая с людьми, ищущими знания, или используя свой опыт и навыки вне рамок самих школ.
Второй аспект касается сохранения уровня и качества преподавательского состава посредством его обучения в течение всей жизни. Это важно не только для тех, кто работает в школе, но и для тех, кто занят в различных отраслях экономики или на службе. Модели образования и развития учителей могут разделяться на те, которые находят развитие внутри учебных учреждений, распространяя практику влияния на педагогов самых лучших их коллег, и на те, которые осуществляются в других учебных учреждениях (а также и в сфере экономики), даже вне Чувашии.
2.4. Практически не упоминается вопрос равноправия полов. Участие женщин в процессе образования может рассматриваться как деятельность для подтверждения общественного, семейного и индивидуального статуса. Необходимо оценить, какова половая структура обучающихся на всех уровнях образования (и дать комментарий ее изменениям), какова половая структура трудоустроенных и безработных граждан, какова квалификационная структура трудоустроенных и безработных женщин, и предложить меры, которые надо предпринять, чтобы эти процессы изменились в положительном направлении.
2.5. Изучение языков и развитие общительности в качестве предпосылки включения в национальное и международное сотрудничество.
Надо показать:
· Практическое значение и результаты изучения чувашского языка.
· Ситуацию с точки зрения знания иностранных языков, виды иностранных языков и проценты их изучающих, динамику изменений.
· Программы обучения иностранным языкам в школьных и внешкольных учреждениях.
· Проекцию движения иностранных инвестиций и языковые барьеры в этом процессе.
2.6. Роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе образования, передачи знаний и коммуникаций недостаточно подчеркнута.
· Указан уровень оснащенности школ компьютерами и то, что он повышается, но не указано то, каким образом уже изменило и каким образом в будущем применение ИКТ еще изменит методы обучения и переноса знаний и информации.
· Очень важно, что методы дистанционного образования – Distance learning – в значительной степени повышают доступность (финансовую и пространственную) знаний для широких слоев общества.
· Очень важно, что обеспечивается доступ как к самым отдаленным, так и к ведущим (столичным) школам, вузам и библиотекам мира, а также общежитиям студентов и учеников.
· ИКТ обеспечивает самый широкий обмен знаниями и информацией с учителями и учениками из других регионов России, других стран, совместную работу над проектами и пр.
Фоторепортаж