Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

Новости » Выступление Президента Чувашской Республики Н.Федорова на обсуждении проекта Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года

00:00 08 марта 2008 г.

1. Концептуальные и методологические предложения   

Если на Руси «танцуют от  печки», то мы в нашей работе должны танцевать от фундаментальной основы и стратегического ресурса для решения практически всех проблем общества, от экономики и здоровья нации и до его духовного и морального состояния. Это система  образования и воспитания. Эффективность именно этой системы прежде всего и сильнее всего влияет и на динамику развития человеческого потенциала, и на корреляцию его составляющих. В соответствии с методикой, определенной ООН, по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Российская Федерация  в 2005 году находилась на 65-м месте среди стран мирового сообщества.

ИРЧП является составным показателем, оценивающим уровень достижений государств (регионов) по таким основным направлениям в области развития человека, как-то: долголетие, определяемое через продолжительность жизни; образование – показатели грамотности и доли учащихся  среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет; доход – показатель ВВП (ВРП) по паритету покупательной способности и др.

 

Если в 2000 году Чувашская Республика занимала по этому показателю 45-е место в Российской Федерации, то в 2005  – 29-е.

Страны и регионы с наиболее высоким показателем ИРЧП имеют и самую лучшую характеристику качества жизни (лидеры здесь – Норвегия и Швеция).

По данным журнала «Коммерсантъ ВЛАСТЬ» (№48 от 5 декабря 2005 года, с.37), на 2003 год в Российской Федерации по качеству жизни в

«семерку» лидеров вошли следующие субъекты федерации по последовательности: Санкт-Петербург, Москва, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Белгородская, Ярославская, Московская области.

 

Целесообразно  иметь в виду (учесть) также Глобальные цели развития тысячелетия, а также Цели развития тысячелетия для Российской Федерации, которые отражаются в материалах и докладах, связанных с Программой развития ООН (ПРООН).

 

2. Предложения по содержанию

2.1. Стратегия не в полной мере отражает социально-экономические потребности республики, а именно недостаточно представлена ситуация на рынке рабочей силы. Следует внести следующие данные:

·                     число и динамика занятых по отраслям экономики, в государственных и муниципальных учреждениях, квалификационная структура, профили образования и возрастная структура;

·                     число и динамика безработных, квалификационная структура, профили образования и возрастная структура;

·                     динамика спроса на рабочую силу – самые востребованные профессии и уровень квалификации (с прогнозом на 3-5 и более лет).

Грядущие изменения в структуре экономики республики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития  Чувашской Республики до 2020 года указывают на изменения потребностей образования, однако показаны они очень слабо. Надо иметь в виду  также изменения участия (доли) первичной (сельское и лесное хозяйства, горная

промышленность) и вторичной сферы экономики (промышленность, услуги) в создании ВРП в будущем  (каковы косвенные последствия этих изменений и какие будут изменения в потребностях в специалистах?), а также ожидаемые изменения в степени развития отдельных отраслей промышленности и сферы услуг в предстоящих периодах.

Недостаточно внимания отводится развитию общественных отношений – воспитанию толерантности, солидарности с процессами, происходящими в республике, активному участию граждан в общественной жизни, ее демократизации.

Знания сами по себе, даже эффективная система образования сама по себе, если они находятся в недемократическом тоталитарном  режиме или в неблагоприятной политической атмосфере, не дадут должной (тем более, долгосрочной) отдачи (результата) ни для экономического развития, ни для общественного прогресса (очевидные примеры – это история СССР и других социалистических стран, которые  имели неплохую систему образования, но развалились).

 

Раскрывая данную тему, следует также отразить участие родителей,  государственных  и общественных учреждений в управлении и оценке эффективности учебных учреждений.

Здесь следует обратить внимание на положение учащихся с особыми нуждами – детей-инвалидов, особо одаренных детей.

Прогрессивные тенденции заключаются  в упразднении по возможности специальных школ для таких детей с тем, чтобы обеспечить равные возможности и естественную среду для развития всех членов общества.  Cовременное и качественное профильное обучение должно быть с максимально широким охватом, и в этом смысле все школы должны стать в новых условиях «элитными».

 

 В работе с такими меньшинствами на всех уровнях целесообразно дополнительно что-то организовать, чтобы снять проблему  ограниченности подвижности.

Следует отметить, что структура Стратегии и задач, представленная на период до 2020 года, полностью согласована, в то время как к другой части документа - на период с 2020 до 2040 годов -  относится только  небольшая часть текста, большей частью обобщенная. Нет разъяснений и аргументации, почему необходимо и возможно, чтобы Стратегия  развития образования для Чувашии, в которой нет «экономики сырьевой зависимости», была  более долгосрочной, чем социально-экономическая стратегия.

Здесь надо прежде всего учесть концепцию и особенности экономики Чувашии, основанной на знаниях, позволяющей быстрее сформировать наукоемкую и высокотехнологичную экономику с мощным обрабатывающим сектором, с форсированием развития отраслей с высокой добавленной (интеллектуальной) стоимостью. Ибо рост ВВП страны в немалой степени за счет истощения природных ресурсов обесценивает сам экономический прогресс. В этом смысле Чувашии повезло, что у нас нет нефти и газа. При этом только за три  последних года объем промышленного производства в республике вырос на 45,6 процента. Нам для этого никто никаких тепличных условий не создавал. Все сделано в условиях ужесточающейся рыночной конкуренции XXI века и реально свидетельствует об уже заметных результатах в развитии инновационной экономики Чувашии. Это – хороший результат, но чтобы его сохранить, необходимо дальше набирать обороты по всем актуальным направлениям. И самое актуальное здесь – снова образование.

 

2.2. Ориентация образования традиционно направлена на развитие знаний. Но сегодня больше ценятся творчество, развитие свободного мышления, разные навыки и способность адаптироваться, чем традиционные знания, возможность использования которых имеет ограниченный срок. Знания, необходимые для благополучной жизни и внесения вклада знаний в общество, разделяются на традиционные и трансверсальные.

Трансверсальный (от англ. transversal – поперечный, диагональный) – в данном контексте (о знаниях) сокращающий путь, путь, упрощающий, облегчающий достижение целей.

 

К традиционным относятся владение родным и иностранными языками, математические способности и знания естественных наук, а в последнее время также умение работать на компьютере и пользоваться Интернетом.  Трансверсальные знания – это актуальные  знания о том, как эффективно учиться и получать знания, знания об обществе и участие в его жизни, предприимчивость или предпринимательские способности, культура и умение представить себя (презентовать) и общаться (коммутировать).

2.3. Вопрос сохранения и развития качества преподавательского состава. Привлечение самых подготовленных кадров для работы в

учебных заведениях связано с финансовым и общественным положением преподавательского состава в социуме, а также с возможностью привлечения их знаний вне рамок процесса обучения в самих школах. В связи с этим нужно укреплять связь школ с экономическими и государственными и муниципальными учреждениями, с обществом,  имея в виду, что как ученики  (дополнительно) развиваются, занимаясь внеучебной деятельностью, так и учителя (дополнительно) развиваются, работая с людьми, ищущими знания, или используя свой опыт и навыки  вне рамок самих школ.

Второй аспект касается сохранения уровня и качества преподавательского состава посредством его обучения в течение всей жизни. Это важно не только для тех, кто работает в школе, но и для тех, кто занят в различных отраслях экономики или на службе. Модели образования и развития учителей могут разделяться на те, которые  находят развитие внутри учебных учреждений, распространяя практику влияния на педагогов самых лучших их коллег, и на те, которые осуществляются в других учебных учреждениях (а также  и в сфере  экономики), даже вне Чувашии.

2.4. Практически не упоминается вопрос равноправия полов.   Участие женщин в процессе образования может рассматриваться  как деятельность для подтверждения общественного, семейного и индивидуального статуса. Необходимо оценить, какова половая структура обучающихся на всех уровнях образования (и дать комментарий ее изменениям), какова половая структура трудоустроенных и безработных граждан, какова квалификационная структура трудоустроенных и безработных женщин, и предложить меры, которые надо предпринять, чтобы эти процессы изменились в положительном  направлении.

2.5. Изучение языков и развитие общительности в качестве предпосылки включения в национальное и международное  сотрудничество.

Надо показать:

·                     Практическое значение и результаты изучения чувашского языка.

·                     Ситуацию с точки зрения знания иностранных языков, виды иностранных языков и проценты их изучающих, динамику изменений.

·                     Программы обучения иностранным языкам в школьных и внешкольных учреждениях.

·                     Проекцию движения иностранных инвестиций и языковые барьеры в этом процессе.

2.6. Роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе образования, передачи знаний и коммуникаций недостаточно подчеркнута.

·                                 Указан уровень оснащенности школ компьютерами и то, что он повышается, но не указано то, каким образом уже изменило и каким образом в будущем применение ИКТ еще  изменит методы обучения и переноса знаний и информации.

·                                 Очень важно, что методы дистанционного образования – Distance learning – в значительной степени повышают доступность (финансовую и пространственную) знаний  для широких слоев общества.

·                                 Очень важно, что обеспечивается доступ как к самым отдаленным, так и к ведущим (столичным)  школам, вузам и библиотекам мира, а также общежитиям студентов и учеников.

·                                 ИКТ обеспечивает самый широкий обмен знаниями и информацией с учителями и учениками из других регионов России, других стран, совместную работу над проектами и пр.

Фоторепортаж

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика