00:00 10 февраля 2010 г.
«Ценность зерна определяется его урожайностью,
ценность человека – той пользой,
которую он может принести себе подобным».
Д.Гарибальди
Я хочу рассказать о моем отце Ортикове Василии Дмитриевиче – человеке, который отдал всю свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения, человеке, преданном своему делу, и знавшему только одну дорогу – дорогу в школу.
Василий Дмитриевич родился в крестьянской семье 11 августа 1918 года. Из шестерых детей в живых остался один Василий. Его отец был грамотным мужиком, служил в царской армии и дослужился до звания старшего унтер-офицера, был писарем. В период создания колхоза его, как грамотного человека, выбрали секретарем сельского Совета. Мать, Прасковья Григорьевна, простая неграмотная крестьянка.
Отец окончил школу в деревне Чувашские Алгаши, далее продолжил свое образование в селе Большие Алгаши, а затем окончил Порецкое педагогическое училище. В 1938 году поступил на историческое отделение Учительского института г. Чебоксары, но в 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Во время службы в Красной Армии был направлен на курсы командиров, где его и застала война. В годы войны служил в Особом политическом отделе. Имеет награды. Здесь он и встретился с мамой – Сентюриной Антониной Семеновной, медицинской сестрой. Они вместе служили в Подмосковье.
В 1943 году мама приехала в деревню Чувашские Алгаши. Ей пришлось перенести много трудностей. Она не знала языка, обычаев и уклада жизни чувашского народа. Но она была волевым человеком и сумела преодолеть все горечи и тяготы. Работала в сельской библиотеке, а потом в школе учителем немецкого и французского языков (в 1940 году она окончила курсы иностранных языков).
В ноябре 1945 года отец вернулся домой и тоже стал работать в школе.
В 1946-47 гг. родители работали в городе Шумерле: отец – в Шумерлинском горкоме партии, мать – в Горкоме комсомола.
В 1947 году в связи с болезнью дедушки родители вернулись в деревню и отца назначили директором Чуваш-Алгашинской семилетней школы. Однотипного школьного здания не было, классы располагались в 4-х помещениях. Здания были ветхими, необходимо было строить новую школу. И в конце 50-х годов началось строительство однотипного школьного здания. В 1961 году школа была построена, и она стала 8-летней. А сколько сил и здоровья ушло у отца, пока эта школа строилась! Не хватало средств, материала, рабочих рук, но всё же её построили. Отец, как директор, стремился оборудовать школу учебно-наглядными пособиями. Он сам ездил в Чебоксары, заказывал и привозил их часто «на своём горбу». Возвращался усталым, но довольным, если удавалось что-либо приобрести.
В 1970 году Чуваш-Алгашинская и Русско-Алгашинская школы объединились и образовалась Алгашинская средняя общеобразовательная школа, директором которой был назначен Ортиков В.Д., кем он и проработал до 1977 года. Но, даже уйдя на пенсию, отец проработал ещё 10 лет.
Он был энергичным человеком, вёл большую общественную работу, старался быть в гуще дел школы, села, совхоза. Жизнь для него заключалась в движении, в общении с людьми. Без этого она была для него равносильно смерти. Школа для него всегда была на 1-ом месте. Он отдавал ей все силы и энергию. Но у отца был сильный «тыл» в лице мамы – добрейшей души человека. Она успевала везде: и дома, и в школе, и на селе. В школе вся внеклассная работа ложилась на её плечи: она была и внештатной пионерской вожатой, внештатным инспектором по делам несовершеннолетних, руководила художественной самодеятельностью, выступали с концертами в деревне и выезжали в соседние села.
Мои родители были большими общественниками. Очень много сил и времени отдавали общественной работе (тогда было такое время и принцип: «общественное выше личного»). Но мы не были заброшенными. У них оставалось время и на наше воспитание. Мы были окружены их любовью и лаской. По отношению к своим детям они никогда не использовали физические меры воспитания, да и мы старались их не подводить. Ведь учитель был ключевой фигурой в деревне.
Ортиков В.Д. имел награды Великой Отечественной войны, звания «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда», Почетные грамоты.
Ортикова А.С. – «Ветеран труда», «Ветеран тыла», грамоты и благодарности. Школе отдала 37 лет своей жизни.
Общий педагогический стаж нашей семьи 169 лет.
Старшая сестра Симдянкина Нина Васильевна проработала в школе учительницей начальных классов 37 лет, «Ветеран труда», пенсионерка.
Сестра Иванова Алевтина Васильевна, окончила факультет иностранных языков ЧГПИ им.И.Я.Яковлева, педстаж – 2,5 года, в настоящее время работает начальником управления кадрами ГОУ ВПО «ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, «Ветеран труда», Почетная грамота Министерства образования РФ. Её сын Иванов Дмитрий Николаевич работает учителем истории в школе МОУ «СОШ № 3» г.Чебоксары, педстаж – 4 года. Его жена Иванова Вера Петровна – учительница начальных классов, педстаж – 3 года.
Я, Трифонова Юлия Васильевна, работаю учительницей истории в МОУ «Алгашинской СОШ», педстаж – 37 лет, «Ветеран труда». Мой сын Трифонов Василий Владимирович окончил факультет физической культуры ЧГПИ им.И.Я.Яковлева, педстаж – 1,5 года, ветеран боевых действий, имеет боевые награды, ныне работает УФСИН России по ЧР. Сноха Трифонова Анна Владимировна окончила факультет начальных классов ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, работает инженером-программистом там же, педстаж – 2 года.
Отец обладал широтой знаний, и в каждом хотел видеть образованного человека. Свои знания он стремился довести до других. Он посеял добрые семена и получил добрые всходы. Поэтому живет о нем память среди односельчан и его бывших учеников. И если эта память жива, значит - прожил он на земле не зря.
Трифонова Ю.В., учительница истории МОУ «Алгашинская СОШ»
На фото: Ортиков Василий Дмитриевич