00:00 25 января 2010 г.
Эссе «Учитель будущего»
Автор: ученица МОУ «Ибресинская СОШ №1»
Аширова Анастасия
Чистый лист…Ручка…В голове столько мыслей и слов, кажется, что там целый вулкан противоречий! И все это вызвано всего лишь одним словом «учитель». Казалось бы, откуда берется это смятение? Ведь с учителем каждый из нас знаком с малых лет, но все-таки нам трудно сказать, каким должен быть современный учитель. Существует огромное количество мнений, но к общему до сих пор не пришли. Тогда каким же должен быть учитель будущего? Мне кажется, этот вопрос вызывает еще больше споров и неопределенности, но он актуален и серьезен.
Учитель будущего… На мой взгляд, перед ним стоит великая задача, совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Ведь еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Какие же качества остаются незыблемыми и вечными для учителя? Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон - учитель Аристотеля, Аристотель - учитель Александра Македонского, Цицерон - учитель Аврелия Августина, Антисфен - учитель Диогена.
Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант. Из нашей истории можно вспомнить Жуковского - учителя и наставника А.С.Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике. Можно продолжить ряд великих педагогов прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, Я.Корчак, А.Макаренко, В.Сухомлинский… «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным,» - писал Л. Н Толстой. Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение. Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять знания. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны.
Учитель будущего, как и современный учитель, должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель- это ученик своих учеников.
Так что же потребует будущее? Мне кажется, учитель будущего должен быть гибким, мобильным, потому что с каждым днем нашей жизни скорости увеличиваются, поток информации растет. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь учитель-это пример, он учит нас не только своему предмету, но и жизни, жизненной позиции, всему лучшему. Я бы сказала так: «Учитель будущего должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед». Может быть, это его главная черта.
«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником,»- считал М.Горький. Это качество напрямую относится и к учителю будущего. Потому что развитие нашего мира и общества так стремительно, что невозможно оставаться в курсе всех событий без внимательности и постоянного усовершенствование себя и своих знаний. Творчество - обязательная составляющая жизни учителя будущего. На мой взгляд, творчество делает его свет дарящим. Поэтому, возможно, необходимо внедрение дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе творческой основы.
Немаловажной задачей будет заинтересовать каждого ученика своим предметом, найти ко всем свой «ключик к сердцу». А это требует от учителя глубоких знаний и любви к предмету. Подавляющее большинство учеников имеет телевизоры, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, им уже сегодня не стоит труда обладать информацией. Значит, к уровню образованности учителя будущего предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, а тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования.
А теперь попробуем представить, что вместо учителей в школах преподают механизированные роботы, ведь уже сегодня почти во всех областях начата компьютеризация. Эти «железки» - учителя не обладают ни сердцем, ни чувствами, ни эмоциями. Словом, ничем человеческим. Они просто воспроизводят вложенную в них информацию. Каким же ущербным вырастет поколение, выученное роботами! В одном из опросов социологов на тему «Учитель будущего…кто он?» были получены следующие результаты: 21% 10-классников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, не хотят видеть вместо учителя робота. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники осознают, что учителем должен быть живой человек, наделенный душой.
Идеальный образ учителя будущего формируется уже сейчас. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление о преподавателе у следующего поколения. Для меня учитель- это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в сердце которого найдется место для каждого. Мне бы хотелось закончить эссе строчками стихотворения Сергея Москвитина:
В этом образе что-то святое:
В троеперстии – мел,
И лучатся любовью глаза,
И стремление – «племя младое»
Для возвышенных дел
Научить совершать чудеса.