13:00 04 июля 2019 г.
В программу пятидневного установочного семинара входят встречи с представителями оргкомитета и учредителями конкурса, мастер-классы победителей и лауреатов «Учителя года России» прошлых лет, а также лекции-консультации по каждому из испытаний предстоящих очных туров конкурса. Кроме того, педагоги смогут пройти курсы повышения квалификации и получить соответствующий сертификат.
Установочный семинар для финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года России» проходит с 1 по 5 июля на базе Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий.
Перед отъездом на установочный семинар Ольга Физер встретилась с корреспондентом журнала «Народная школа» Ольгой Никитиной и ответила на ее вопросы.
Корр.: Победителю всегда хочется задать сразу множество вопросов. В какой школе учились? Когда и какой колледж или университет заканчивали? Какой факультет?
Ольга Физер: Моя родная школа – та, в которой теперь работаю, – Вурнарская средняя общеобразовательная школа № 2. В 2007 году я окончила Чебоксарский педагогический колледж имени Н.В. Никольского по специальности «учитель иностранного языка», в 2011 году – Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова по специальности «Перевод, переводоведение». Но путь к желанному учительству на самом деле был непростым. Самое первое мое профессиональное образование – экономическое. Я окончила с красным дипломом Вурнарский сельскохозяйственный техникум. При этом нисколько не сомневалась, что стану в итоге учителем. Уже имея диплом по экономической специальности, поступила в Чебоксарский педколледж.
Корр.: На пути к своей мечте проявили завидное упорство. Вы похожи на целеустремленного человека. Что еще нужно людям в жизни, чтобы стремиться к успеху?
Ольга Физер: Если честно, я об этом мечтала уже с детства. Просто удивительно, что мои одногруппники, с кем я росла вместе в детском саду, помнят, как я пыталась их чему-то научить. Раздавала своим друзьям, таким же малышам, как сама, ручки, листочки, вставала у доски, которая у нас была в группе, и рьяно пыталась что-то им объяснять. В школе всегда говорила, что буду учителем! Встать на педагогическую стезю меня вдохновили школьные учителя русского языка и литературы Ольга Давыдовна Костянецкая и Людмила Николаевна Рудаенко. Будучи подростком, мечтала преподавать детям русский. Но судьба распорядилась иначе, и я стала учителем английского языка. Причем нисколько не жалею об этом. В Чебоксарском педагогическом колледже мне также везло на хороших педагогов. Особую благодарность хочется выразить Татьяне Дмитриевне Юдиной, которой я когда-то пообещала стать учителем года. И свое обещание выполнила! К моей невероятной радости, Татьяна Дмитриевна присутствовала на церемонии награждения и была за меня очень-очень рада. Говорю «спасибо» всем педагогам колледжа и университета за то, что вложили в меня знания.
Корр.: Чаще всего вспоминают школьных учителей. Вы тепло говорите про всех педагогов.
Ольга Физер: Колледж дал мне очень многое в плане отношения к профессии, к будущим ученикам. Университет многое дал в плане языка, грамматики, лингвистики. То есть это действительно очень хорошая база, которую я получила, чтобы в дальнейшем совершенствоваться, развиваться, стать успешной в профессии. За что благодарна своим преподавателям. Мы до сих пор тепло общаемся.
Корр.: А была возможность, будучи студенткой, общаться с носителями языка?
Ольга Физер: Да, конечно. В колледже посещала занятия, которые проводили американские волонтеры. Это были интересные беседы на актуальные, животрепещущие темы, где мы могли свободно выражать свои мысли. Они стали своеобразной базой по совершенствованию английского языка. В университете же училась заочно, но преподаватели, повторюсь, дали достаточно и в плане языка, и в плане отношения к нему.
Корр.: Когда долго шли к учительству, получали экономическое, затем филологическое образование, в эти годы работали?
Ольга Физер: Высшее образование в ЧГУ получала, когда уже преподавала в Вурнарской СОШ № 2, поэтому сказать, что сидела без дела, не могу. И училась, и работала. Ну а студенческие годы в колледже были посвящены учебе, входу в профессию, освоению необходимой базы.
Корр.: Можно сказать, что полностью погружены в работу педагога?
Ольга Физер: Абсолютно! Путь, который мы проходим, дается нам не просто так. Пусть он не всегда прямой и быстрый, как нам хотелось бы, но мы должны его преодолеть, чтобы прийти к чему-то для нас очень важному. Думаю, что преданность профессии я как раз и доказала тем, что без всяких сомнений пришла к учительству.
Корр.: Стены родной школы помогают?
Ольга Физер: Мои старшие коллеги в свое время мне самой преподавали русский, историю, английский… И с ними мне, безусловно, очень приятно работать.
Корр.: И учиться опыту у них?
Ольга Физер: Однозначно. Уверена, младшее поколение всегда должно учиться, перенимая опыт своих более старших коллег. Это правильно. Это есть преемственность поколений. И учительство тому не исключение. У нас хорошо работает школьное методическое объединение. Мы показываем молодым преподавателям уроки, проводим мастер-классы, семинары, где разбираем актуальные вопросы образования. К нам приезжают учителя из других районов.
Корр.: Знаю, в конкурсе «Учитель года» участвуете не в первый раз. Вы уже попадали в пятерку финалистов, замечательно выступали в финале, но в победители не вышли. Повторное участие – целенаправленное желание все-таки добиться победы? Что вас сподвигло на это, ведь конкурсу нужно отдавать столько сил, энергии! Это же не просто так: «пришел, увидел, победил». На самом деле необходимо провести огромную работу, и над собой тоже.
Ольга Физер (улыбаясь): Ну, наверное, обещание, данное своему педагогу, что стану учителем года Чувашии. Это – первое. А второе – пожалуй, да, у меня действительно была цель добиться победы. Всегда, если есть цель и она благородная, хорошая, имеет смысл, я иду к ней до конца. Быть может, таков мой характер…
Корр.: Какое-то упрямство даже?
Ольга Физер: Знаете, все-таки разграничу упрямство и целенаправленность. Я шла к этому конкурсу, готовясь не за один или два месяца, а в течение нескольких лет. Не получилось в первый раз в 2015 году – ничего. Для меня это не стало трагедией, которая смогла бы остановить. Наоборот! Важно было понять, чего не хватило тогда, и продолжать заниматься, развиваться, работать.
Корр.: Над своими ошибками в том числе?
Ольга Физер: И над ними тоже. Одно дело – понять ошибки, а совсем другое дело – учесть их и двигаться дальше. И когда я почувствовала, что готова, то снова попробовала свои силы. В этот раз у меня получилось! Конечно, очень рада. Но радость я ощущаю вместе с ответственностью, поэтому работа не только в профессиональном, но и личностном плане продолжится.
Корр.: Волнуетесь перед предстоящим участием на всероссийском этапе «Учителя года»? Где он будет проводиться?
Ольга Физер: Основные мероприятия пройдут в Грозном. Финалисты выступят в Москве. Волновалась в первый день республиканского конкурса. А сейчас уже волнению места нет. Четко вижу цель и иду к ней. Да, будет не просто. Но если мы говорим об «Учителе года», то на нем собираются все-таки профессионалы своего дела. А профессионал знает, что ему делать, как выстроить свою стратегию. Излишнее волнение ни к чему. Главное – стремиться быть уверенным в себе.
Корр.: Есть какие-то свои хитрости, приемы для концентрации, чтобы поменьше волноваться, не давать волю эмоциям?
Ольга Физер: В конкурсные дни, на «Учителе года Чувашии», я почти не смотрела и не читала ничего, что напрямую не связано с проводимыми мероприятиями. То есть мысли должны быть нацелены на получение конкретных результатов. Не стоит рассеивать свое внимание на лишнюю информацию. Телевизор и долгое «зависание» в Интернете – это вообще не мое. Ну, и, конечно, определенный отдых. Без него невозможна эффективная работа. Разумное сочетание отдыха, деятельности и четкий план действий – вот, пожалуй, основные составляющие успеха. Волноваться будем потом. А сейчас я нацелена на подготовку.
Корр.: Посмотрела ваши конкурсные занятия. На мастер-классе включились в работу даже те, у кого основной язык преподавания – немецкий. Участники, совсем не знающие английский, весело хохотали, хлопали, как дети. Как вам удалось так сразу «пленить» их?
Ольга Физер: Мне нравится общаться, взаимодействовать с новыми людьми, вместе что-то узнавать. Люблю определять цели, достигать их, особенно работая в команде. Моя ежедневная деятельность постоянно ставит передо мной определенные задачи, которые я, как учитель, стараюсь решить. А для того чтобы решить их успешно, не надо полагаться только на интуицию. Нужно действовать, исходя и из своего опыта, и из опыта передовых учителей современности, который стоит изучать. Все это в совокупности помогает мне найти подход к людям, ну а главное – к детям.
Корр.: Сколько Вам было лет, когда начали работать учителем?
Ольга Физер: Двадцать три. В школе я уже десять лет.
Корр.: Что приобрели за это время?
Ольга Физер: Однозначно выросла в методическом плане, в плане организации урока. Стала увереннее в себе и своих силах. Понятно, что у молодых педагогов сомнений и переживаний больше. А сейчас у меня меньше сил уходит на то, чтобы достичь определенных результатов. Есть опыт и понимание того, как решить какую-либо профессиональную проблему, затратив меньше энергии.
Корр.: Имеются какие-то свои, скажем, предпочтения в педагогическом плане? Как думаете, какие лучше использовать цифровые образовательные ресурсы?
Ольга Физер: Ресурсов сейчас очень много. Все люди разные. Кому-то подходит один, кому-то – другой. Всегда, и в работе с учениками, и даже в работе над своим самосовершенствованием, самообразованием, ориентируюсь на то, что более понятно и нравится лично мне. Нужно учитывать потребности человека, его желания и особенности характера в том числе. Ознакомьтесь с разными вариантами. Обязательно найдется тот, который подходит именно вам. Дерзайте, пробуйте, ищите – и появится верное решение!
Корр.: Понятно, что от своих учеников уже знаете, чего ожидать. А в работе с незнакомыми ребятами с чего начинаете, как педагог, чтобы собрать их, сконцентрировать на теме, на предмете?
Ольга Физер: Мое глубокое убеждение – чтобы выстроить эффективную коммуникацию, надо немножко узнать человека. Это очень легко. Самые простые вопросы о человеке помогут вам расположить его к себе. Ну и конечно улыбка! Эта улыбка – знак моей профессиональности, компетенции, по ней меня будут судить. А если учителю не интересны мнения детей, то какой бы он ни выстроил для себя методически грамотный урок, у него никогда не получится достигнуть тех целей, которые он себе наметил. В первую очередь важна искренняя заинтересованность в учениках, в их желаниях. Педагогу должны быть небезразличны те люди, – а мы говорим о детях, – с кем он общается, работает.
Корр.: Дети чувствуют, если взрослый ведет себя слишком наигранно?
Ольга Физер: Чувствуют и еще как! Интуиция и понимание сути человека у них прекрасно развиты. Поэтому если учитель искренен и открыт, то обучающиеся тоже будут искренни и открыты, и работа получится действительно эффективной.
Корр.: С детьми каких возрастов работаете? Насколько просто или сложно учить иностранному?
Ольга Физер: Все три звена. Как я называю себя – «универсальный солдат». Это и второклашки, и выпускники, с которыми мы недавно готовились к сдаче ЕГЭ. Но в этом состоит и достойный «вызов» для меня, как для педагога, потому что передо мной совершенно разные дети, со своими потребностями и особенностями характера, поведения, темперамента.
Корр.: Ваша школа может похвастаться высокими результатами сдачи экзаменов по иностранному языку?
Ольга Физер: Может. Наши выпускники традиционно имеют баллы выше, чем в среднем по республике и России. Например, одна из моих учениц получила свыше 90 баллов на ЕГЭ по английскому языку. Это Татьяна Самарина, выпускница 2013 года. Сейчас она проходит магистратуру во Франции, изучает дополнительно французский, китайский. Горжусь всеми учениками нашей школы. Ребята, в каком бы вузе ни учились потом, всегда на хорошем счету. Но для меня важны не просто результаты сами по себе, а то, что каждый из них в первую очередь достойно показывает себя как гражданин, человек, личность. И я очень рада, когда мальчишки и девчонки делятся со мной своими маленькими и большими победами и в жизни, и в учебе.
Корр.: Вы требовательны к себе?
Ольга Физер: Для меня, как для учителя, профессионала, важно развитие. Всегда рада выслушать советы, ведь без конструктивной критики развитие невозможно. Мне кажется очень важным – понять определенную ошибку и вовремя исправить ее. Вот в этом состоит любое развитие.
Корр.: В каких конкурсах принимали участие, помимо «Учителя года Чувашии»?
Ольга Физер: В районном «Учителе года» участвовала три раза. Становилась лауреатом республиканского конкурса «Самый классный классный». Заняла призовое место на «Педагогическом дебюте». Неоднократно принимала участие в различных всероссийских и международных конкурсах под эгидой издательства «Просвещение» и научно-методического журнала «Сообщество учителей английского языка». Являюсь победителем международного конкурса сочинений на английском языке от экзаменационного совета «City and Guilds» в России. Участников было очень много, и я вдвойне горжусь тем, что жюри оценило мое стихотворение «Мамино сердце» («Mother’s Heart»).
Корр.: Как Вы думаете, какие личностные качества ведут к победам?
Ольга Физер: Важны и профессионализм, и целеустремленность, но стремиться и готовиться надо не просто к какому-то одному «состязанию». Необходимо непрерывное развитие. Каким бы вы профессионалом не были, если вы, образно скажем, «сидите» на одном месте, не показываете себя, вас никто не заметит и никто не оценит. Вообще современному человеку надо не только владеть искусством коммуникации, но и творчески подходить к любой ситуации. Слово «креативность» у всех на слуху. Кому-то оно нравится, кому-то – нет. Я скажу так: будьте творческими, креативными, и вы многого добьетесь.
Корр.: Ведете классное руководство?
Ольга Физер: Да, я классный руководитель в 8А классе. Хорошие, интересные, творческие ребята. Увлекаются английским.
Корр.: Вы же очень постарались как учитель, внесли свой вклад…
Ольга Физер (смеется): Наверняка! И меня радует, что даже ребята негуманитарного склада ума, которым интересны больше математика, физика, информатика, нацелены на изучение иностранных языков.
Корр.: А классное руководство – это ведь еще и дополнительная ответственность, и нагрузка. Что нужно для релаксации?
Ольга Физер: После работы занимаюсь йогой. И для меня это не модное направление, а действительно способ расслабиться. В свободное время катаюсь на велосипеде. Люблю плавать. Умеренные спортивные нагрузки – это не «тренд», а необходимость для каждого современного человека. Обожаю чтение. К сожалению, у меня не хватает времени читать так много, как я этого бы хотела, но для любимого автора час найдется. Не скажу, что фанат современной литературы. Предпочитаю классику. Бессмертное произведение «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова готова перечитывать по многу раз. Школа занимает большую часть моего времени, и требует подготовки к урокам, экзаменам, и работы над саморазвитием.
Корр.: Расскажите про семью.
Ольга Физер: Дочка Татьяна перешла в пятый класс. Пользуясь случаем, немножко похвастаюсь. Она – стипендиат Главы Чувашской Республики и главы администрации Вурнарского района. Посещает музыкальную школу и выступает с вокальным ансамблем «Девчонки» под руководством известного педагога Елены Алексеевны Сухаревой. Муж совершенно не связан с педагогикой. Он занят в химической промышленности. Но всегда поддерживает меня в моих начинаниях.
Корр.: Вопрос непосредственно как к учителю иностранного. Почему наше общество выбирает английский, реже немецкий, французский? Как так получилось, что они – языки-лидеры? Мы бы могли массово изучать китайский, турецкий, сербский. С этими странами у нас тоже есть деловые отношения. Сербский вообще близок к русскому. В связи с глобальными изменениями актуальными становятся также такие языки, как арабский, хинди...
Ольга Физер: Вопрос интересный. Английский, в силу истории мирового экономического развития и своих лингвистических особенностей, превратился во всеобщий язык бизнеса.
Корр.: Несколько веков назад в нем присутствовали и падежи, и обращение на «ты», и даже склонение отдельных частей речи! А теперь английский стал кратким и информативным.
Ольга Физер: Да, значительно упростился. Более того, продолжает упрощаться! Поэтому мы с ребятами всегда разбираем не только стандартный английский. Я уделяю внимание именно разговорной речи. На уроке всегда делаю акцент на том, что мы изучаем некую общую базу. Но не забывайте, говорю своим ученикам, что если будете работать, например, в Соединенных Штатах, вы станете использовать определенные слова и конструкции, и даже времена, отличные от «классических». Живя в Австралии, поймете, что там – совершенно иное понимание и использование английского! На этом материке произошли достаточно сильные изменения в лексике, упростились видовременные формы. Это факт, реалии современной жизни. И мы не можем поменять эту реальность. Мы должны лишь под нее подстраиваться. Не стоит этого бояться. Человек так устроен, что всегда сумеет адаптироваться к тому языку, который ему придется использовать. Главное – знать основы языка, «стандарты». Ну, а английский сохранится. Глобализированному обществу необходимо универсальное средство общения. Сколько ни придумывали другие языки, такие, как эсперанто, все-таки английский изначально считался достаточно простым для изучения, в отличие от китайского, японского, корейского, даже от нашего русского языка. Русский ведь тоже считается достаточно сложным для иностранцев. В нем очень много окончаний. А окончания – одно из препятствий для овладения языком. В будущем выиграет тот, кто сейчас начнет изучать сразу несколько языков!
Беседовала Ольга НИКИТИНА.
Интервью опубликовано в журнале «Народная школа» № 3 за май-июнь 2019 г.