14:58 13 февраля 2015 г.
Чем ещё могут открываться Дни чувашской музыки, если не оперой «Нарспи»? Поэтичность сюжета Константина Иванова в сочетании со стройностью музыкальной мысли Григория Хирбю и чуткостью режиссёрского жеста Бориса Маркова сотворили истинное чудо. Поставленное десятки лет назад произведение до сих пор пробуждает гордость в сердцах не только зрителей, но и самих служителей Мельпомены.
Именно с премьеры этой постановки, возрождённой при поддержке Гранта Главы республики, Чувашский государственный театр оперы и балета отправился в свой юбилейный, 55 сезон. 12 февраля спектакль торжественно открыл Дни чувашской музыки, в нынешнем году посвящённые памяти заслуженного деятеля искусств России и Чувашии, заслуженного артиста Татарстана, лауреата Государственной премии Чувашии Валерия Важорова. Быть может, от этой трагической приуроченности спектакль прошёл на особенном надрыве, словно сквозь слёзы. Конечно, здесь нашлось место и тишине тайных свиданий, и бурному веселью деревенских гуляний, и просветлённой мечтательности. Но больше всего было слёз, точно это реквием распростёр свои печальные крылья.
Ни звука впустую. Лауреат международных конкурсов Сергей Кузнецов, от спектакля к спектаклю балующий публику своим неугомонным темпераментом и щедрый на живые эмоциональные «выпады», превзошёл сам себя. Помнится, именно он пел партию Сетнера на сентябрьской премьере. Тогда, только «шагнув» в материал, один из самых молодых солистов нашей труппы дрейфовал на иступлённом лиризме, смешанном с резвостью жеребёнка. Теперь же, по прошествии нескольких месяцев, его образ словно встал на ноги. Нет, внутренняя пружина исполнителя по-прежнему приятно не даёт зрителям покоя. Просто оголтелое ребячество наконец-то «остепенилось», превратившись в тёплое очарование юности. Надежда Степанова, для которой образ Нарспи стал первым громким заявлением о себе, решила портрет героини в нежных пастельных тонах. Словно сотканная из солнечных лучей, она пронесла своё сияние сквозь сценическое действо к роковому финалу. И даже там, на алтаре судьбы, оно не угасло. Тахтаман Константина Ефремова вторгся ожесточённым противоборством, словно ураган, ломающий хрупкую иву. Драматический конфликт «подогревался» жарким оркестровым пламенем, разожжённым заслуженным деятелем искусств Чувашии Ольгой Нестеровой.
Настоящая изюминка спектакля – Сплетница заслуженной артистки Чувашии Людмилы Яковлевой. Обаяние солистки, с успехом выступавшей в партии Нарспи в предыдущей постановке, расцвело ещё сильнее в образе говорливой «бабёнки», сующей свой любопытный нос «куда ни попадя». Заслуженная артистка России, народная артистка Чувашии Валентина Смирнова, тоже блиставшая в роли Нарспи, нашла свою нишу и в новой версии спектакля, «пробирая до костей» плачем матери Сетнера. Образ Дружки в воплощении народного артиста Чувашии Василия Васильева, совсем недавно справившего свой 80-летний юбилей, в очередной раз подтвердил, что «старейшина» нашей сцены в отличной форме. Заметной образной терпкости добавили Михетер и его жена заслуженного артиста Чувашии Андрея Николаева и народной артистки Чувашии Елены Галкиной, Сват и Сваха лауреата Международного конкурса Константина Москалёва и заслуженной артистки Чувашии Светланы Ефремовой...
А между тем грандиозный национальный праздник продолжается. 13 февраля для вас заиграет всеми цветами радуги балет Фёдора Васильева «Сарпиге», 14 февраля прозвучит Концерт в честь 75-летия Валерия Важорова. Кроме того, в фойе театра представлена уникальная экспозиция-экскурс в творчество дорогого маэстро.
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Первоисточник: Чувашский театр оперы и балета