11:27 17 сентября 2014 г.
16 сентября состоялось заседание Государственного Совета Чувашской Республики.
Министр юстиции Чувашской Республики Надежда Прокопьева представила на рассмотрение депутатов проекты четырех законов Чувашской Республики: «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики», «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Закона Чувашской Республики «Об административных комиссиях».
Представленный проект закона «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» вносит уточнения и изменения, предусматривающие определение порядка формирования ОМС, перераспределения вопросов местного значения между муниципальными образованиями и др.
Расширены права ОМС на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Так, ОМС поселений и городских округов предоставляется право на решение вопросов по предоставлению гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; ОМС поселений, городских округов и муниципальных районов - по созданию условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями.
Следующее важное изменение – это полномочия муниципалитетов.
В соответствии с проектом закона предлагается с 1 января 2015 г. в ведении сельских поселений оставить 22 вопроса местного значения, вместо 39 ныне предусмотренных. Другие вопросы, осуществляемые поселениями, передаются на уровень муниципальных районов.
Проектом закона с учетом предложений, поступивших в ходе обсуждения, а также эффективности и результативности действующих ОМС в городских округах предусматривается сохранить в городских округах и городских поселениях существующий в настоящее время порядок формирования ОМС.
То есть, главы муниципальных образований избираются представительным органом муниципального образования из состава депутатов и исполняют полномочия председателя собрания депутатов.
Глава местной администрации – сити-менеджер, т.е. руководитель исполнительной власти в городских округах, городских поселениях, назначается на данную должность по-прежнему по контракту, который заключается с ним главой муниципального образования по результатам конкурса.
Сохранение сложившейся системы формирования органов местного самоуправления городских округов, когда в городе есть глава и сити-менеджер обоснованно и целесообразно как с точки зрения того, что город – это наиболее сложный в социально-экономическом плане хозяйственный комплекс, в котором достаточно вопросов, требующих как стратегического планирования, так и множества решения текущих задач и проблем, глава города определяет стратегию планирования развития города, а сити-менеджер занимается хозяйственными процессами.
Что касается формирования органов власти муниципального района, то с учетом передачи по исполнению почти половины вопросов местного значения (17 вопросов из 39) сельских поселений на районный уровень (сегодня полномочия муниципального района включают 38 полномочий, с 1 января 2015 г. их будет 55), а также, учитывая особенность управления территорий и координации деятельности ОМС поселений, что значительно повышает статус и ответственность главы муниципального района, предлагается главу муниципального района избирать на прямых всенародных выборах, который будет одновременно являться и главой районной администрации.
Таким образом местная власть муниципального района будет сосредоточена в одном лице.
На сегодняшний день депутаты представительных органов муниципальных районов могут избираться на прямых выборах, либо представительный орган может формироваться из глав поселений и депутатов представительных органов поселений.
В проекте закона предлагается оставить существующий порядок формирования представительного органа муниципального района, т.е. – прямые выборы депутатов муниципальных районов.
Проектом закона предусмотрено, что глава сельского поселения избирается представительным органом сельского поселения из своего состава, и одновременно исполняет полномочия председателя представительного органа сельского поселения и возглавляет местную администрацию.
Проектом закона «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» определяются виды избирательных систем.
Предусматривается, что выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления будут проводиться по мажоритарной избирательной системе.
В то же время уточняются условия применения иных видов избирательных систем в муниципальных районах и городских округах.
Законопроектом указанным муниципальным образованиям, имеющим численность депутатов 20 и более человек, предоставляется возможность в своих уставах предусматривать проведение выборов в органы местного самоуправления по смешанной системе: мажоритарной и пропорциональной системе, где не менее половины депутатских мандатов распределяются между партийными списками кандидатов.
Законодатель предоставляет право органам местного самоуправления в уставах определить вид избирательной системы.
Таким образом, законопроектом расширяются права муниципалитетов на самостоятельное определение видов избирательной системы.
В целях защиты избирательных прав граждан в части возможности высказывать иное мнение посредством участия в голосовании в избирательный бюллетень вводится графа «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»).
По результатам рассмотрения все законопроекты были поддержаны депутатами и приняты в двух чтениях большинством голосов.
Государственный Совет Чувашской Республики