00:00 27 октября 2004 г.
«РАБОТА ТЕАТРА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЫПУСКАТЬ СПЕКТАКЛИ»
Ефимов Вадим Петрович, директор государственного русского драматического театра. Родился в 1973 году в Яльчикском районе. После службы в армии, в 2000 году, окончил театральное отделение факультета чувашской филологии и культуры ЧГУ им. И. Ульянова. С четвертого курса работал в Министерстве культуры ЧР ведущим специалистом отдела искусств. С октября 2002 года - директор Русского драматического театра.
-Что поняли, работая на посту директора?
- Понял, что главное - люди. Самое главное - люди.
Зритель, когда приходит на спектакли, он не знает и не должен знать всей театральной кухни, того, что происходит за сценой. У нас 25 актеров, их обслуживают еще 70 человек. Костюмеры, закройщики, столяры, плотники, декораторы, бутафоры, художники. Театр - коллективный труд. Несмотря на маленькие зарплаты, ненормированную работу, запарки перед премьерами, когда приходится до десяти - двенадцати часов ночи репетировать, красить, оформлять, изготовлять декорации, люди глубоко преданы театру, любят его.
Работа театра заключается в том, чтобы выпускать спектакли. Особенность провинциального театра: активный репертуар часто меняется. В течение года выпускаем пять - шесть спектаклей. Город у нас относительно небольшой. В течение года потенциальные зрители успевают их посмотреть.
Хотелось бы ярче, красочнее делать спектакли. По - современному. Изучаем опыт московских театров, которые имеют больше возможностей модернизироваться в техническом плане. Хочется не отставать от них, иметь современное звуковое, световое оборудование. Мишерию, подъемные устройства, штанкетное хозяйство, транспортеры, круги, другие вспомогательные технические средства. Техника тоже определяет художественный уровень спектакля. С ее помощью творческая идея доводится до зрителей.
-Как со средствами?
В основном, денег, которые на сегодняшний день государство гарантированно выделяет нашему театру, постановочных 500 тысяч рублей в год, их для постановки пяти-шести спектаклей вполне хватает.
Была проблема у Русского театра года два-три назад, когда он потерял своего зрителя. Отменялись спектакли, поскольку приходили пятнадцать-двадцать человек, было такое.
Сейчас в театре появился новый главный режиссер - Восканян Ашот Геворкович. Он года четыре назад работал уже в Русском театре, но так сложились обстоятельства, вынужден был уйти. Затем вернулся, год уже работает в этой должности. Второй режиссер - Красотин Владимир Алексеевич.
В целом наши спектакли по творческому уровню никак не ниже работ других театров.
В этом году мы провели гастроли, впервые за пять лет. Прежде театр не мог выезжать. Сейчас первые полномасштабные гастроли прошли в Йошкар Оле. В течение одиннадцати дней мы знакомили зрителей соседней республики со своим творчеством. На спектаклях побывало более трех тысяч человек! Финансовые показатели гастролей нас просто поразили: мы заработали за одиннадцать дней около двухсот тысяч рублей!
В Йошкар Оле мы обсуждали текущие вопросы с руководством их русского драматического театра, сравнивали. У них средняя заполняемость зала, государственного академического театра драмы имени Константинова - около восьмидесяти процентов! А у нас показатель пока ниже: около тридцати шести процентов. Посещаемость спектаклей на стационаре еще остается низкой. Но мы большую работу проводим по обслуживанию зрителей льготной категории. Прежде всего, детей-инвалидов, сирот, учащихся школ-интернатов, детских домов. Постоянно выезжаем в Цивильский интернат, в Ядрин, Марииинский Посад, Новочебоксарск - вывозим спектакли для показа таким детям. Хотя это и убыточно, театр, заранее зная об убыточности, старается не оставлять обделенными детей, которые не имеют возможности прийти, купить билет, смотреть спектакли.
-Как обстоит дело с показателями?
-Когда я два года начинал работать директором, ситуация по выполнению показателей была очень сложной. Есть три основных показателя в театре: количество зрителей, количество спектаклей и объем доходов от них. Очень тяжелая ситуация была по выполнению планов. Но в прошлом году мы выполнили все показатели. В этом году, по итогам девяти месяцев, есть уже и перевыполнение плановых цифр. Но цифры - цифрами, а самое главное все же - то, как зрители воспринимают театральные работы.
-У вас появился «театр-фойе». Что это такое?
-Да, в этом году, в августе-ноябре, осуществляем новый проект: открыли малую сцену театра. Спектакли проходят в фойе. Они рассчитаны на 40-50 зрителей, компактные. Для постановки выбирается особая категория спектаклей - интеллектуальные постановки, в которых формулируются крупные общечеловеческие проблемы.
Первый спектакль, который уже играется, его премьера состоялась в начале сентября, называется «О любви». Пьеса написана по письмам, воспоминаниям Антона Чехова и Ольги Книппер. Спектакль приурочен к столетию со дня памяти Чехова, который отмечается в этом году. Русский драматический театр не мог остаться в стороне от события. Автор пьесы - Мария Круглова. Режиссер-постановщик - Ашот Восканян. Очень хороший, душевный спектакль получился, пользуется популярностью.
-В чем творческая проблема Русского театра?
-На сегодняшний день театр стоит перед выбором. Ставить массовые спектакли, которые приносит кассовый доход, или же ставить элитарные, но заведомо убыточные, на которых зрителей много не будет? Надо найти четкую грань, чтобы балансировать. Должны быть и массовые спектакли, и элитарные вещи.
Потому мы сейчас работаем по перспективному плану развития театра на пять лет. 21 октября состоялся Художественный совет театра, и мы приняли план развития.
Определились с репертуаром: в нем будут спектакли по произведениям русской, зарубежной литературы, современных драматургов.
Кстати, сейчас одну интересную работу на чебоксарской сцене показал зрителям Кирилл Маратович Панченко, московский режиссер. Он поставил пьесу «Дураков по росту строят» Н. Коляды. Скандально известный драматург.
-Как вы оцениваете постановку, осуществленную Панченко?
- Когда запускали проект, сдавали спектакль, волновались: будет ли он пользоваться успехом? Пойдут на него зрители?
Сегодня люди идут. Заинтересовались работой. В ней - совершенно другая режиссерская школа.
Любые новшества хороши, на мой взгляд, в театре. Когда работают одни и те же режиссеры, не с чем сравнивать. Когда пришел Котов, актеры сразу заинтересовались: другой темп, ритм работы, другие требования. Многое зависит, очень многое, от творческого руководства - художественного руководителя, главного режиссера, режиссера. У нас так сложилось, что в одно время остался один режиссер, который ставил все спектакли. Такое статическое состояние появилось, не было развития. У любых режиссеров, какими бы они талантливыми ни были, проявляются штампы, стереотипный стиль. Я глубоко убежден, что обязательно театру нужна практика приглашения режиссеров со стороны. Есть позитивный опыт, хорошие результаты. Два года подряд мы имели возможность приглашать Юрия Александровича Котова, режиссера из Санкт - Петербурга. Он поставил спектакль «Наследники Рабурдена», мюзикл «Игра любви и случая». Жанр мюзикла, по-другому - современный водевиль. Актеры и зрители говорят, что такого спектакля еще не было! Он на самом деле такой зрелищный, яркий, динамичный, захватывающий. На нем всегда много зрителей, он пользуется спросом.
Повторю: приглашенные режиссеры создают новую струю, это важно. Потому в будущем будем практиковать новые приглашения.
-Что у театра в репертуарных планах?
-Планов много. В 2005 году планируется поставить пьесу Тургенева «Вешние воды». В феврале-марте выйдет спектакль «В сумерках» по пьесе Дударева, на военную тему. В плане - «Брак по объявлению» Гольдони, во второй половине года - Пушкин, «Барышня-крестьянка», и должна быть еще одна работа приглашенного режиссера. Ведем переговоры с Котовым.
-Приглашаете ли актеров со стороны?
-Хлопотное это занятие. Когда приглашаем, мы обязаны оплачивать дорогу, жилье, суточные. Приглашая режиссеров, селим их не в гостинице, а нанимаем им квартиру, чтобы сэкономить. Минимальная цена в гостинице - 300 рублей, в месяц - 9 тысяч рублей. А квартиру снять - около 2, 5 - 3 тысяч рублей в месяц.
Насчет приглашения актеров - проблематично. Хотя сложилась такая ситуация, что средний возраст наших актеров приближается к пятидесяти годам. Всего 25 актеров у нас сегодня. Из них в возрасте до тридцати лет - никого. Есть молодые одаренные актеры от тридцати до тридцати пяти, которые тащат основную массу ролей. Взрослеет театр. С учетом этого, в Чувашском государственном институте культуры и искусств набрана актерская группа. Сейчас она уже на четвертом курсе, тринадцать студентов. Первые отчетные курсовые работы они показали на нашей сцене два раза - в апреле и июне 2004 года. Знакомство состоялось. Со студентами занимаются профессионалы. Художественный руководитель курса - Валерий Николаевич Яковлев - передает им свой опыт, школу, знания. Большие надежды возлагаем на театральную молодежь.
Надеемся, что они все придут. Насколько мне известно, Валерий Николаевич ведет с ними работу по подготовке уже их преддипломных спектаклей, которые затем войдут в репертуар нашего театра. Выпускники будут трудиться в соответствии с театральными планами.
Вливания - традиция репертуарного театра, они были, есть и, вероятно, будут. Целыми выпусками артистичная молодежь приходила в Чувашский драматический театр, и неоднократно. Например, после Щепкинского училища лет пять назад пришли со своими яркими работами. Такая практика позволяет Чувашскому академическому драмтеатру им. К. Иванова постоянно демонстрировать высокий уровень творчества. Хороший пример для всех.
-Сейчас уникальная ситуация: новая труппа впервые вливается в Русский театр. Нельзя ей предоставить возможность работать отдельно?
-Вряд ли это целесообразно. Например, как молодой человек будет играть старика?
Пусть они сначала придут, потом - видно будет. Ведь проблем - немало. Парням придется отслужить в армии. Девушки выйдут замуж, появятся дети. Все непросто. Есть и вопрос творчества. Как будут режиссеры с ними работать? Режиссер - главный человек в театре.
-Расскажите подробнее о новом главном режиссере.
-Ашот Геворкович Восканян - современный, творческий человек. Хорошее образование: закончил Дальневосточный институт культуры и искусств по специальности режиссер драмы. Имеет опыт: работал в разных театрах. В том числе - в Ульяновском областном драматическом театре. Был художественным руководителем Дмитровоградского театра. Потом по приглашению тогдашнего художественного руководителя и директора Русского драматического театра Владимира Ивановича Сергеева приехал сюда.
-Все театры стремятся участвовать в фестивалях: это хороший обмен опытом, школа…
-Наш театр - неоднократный участник и лауреат международного фестиваля русских драматических театров России и стран СНГ. Последний фестиваль проходил в 2002 году в Йошкар Оле. Пять раз проводился фестиваль, и пять раз наш театр становился лауреатом. Не все об этом знают. Видимо, надо чаще рассказывать.
-У вас есть сайт?
-Работа по его созданию ведется. Хотим в 2004 году сделать свою страничку в интернете
-Чем наш русский театр отличается от других?
-Ничем, практически.
-А это хорошо?
-В творческом плане он, разумеется, отличается. Мое субъективное мнение: наши спектакли - лучше. Это отмечали авторитетные московские критики, которые были у нас в театре. Ирина Мягкова, например, весной прошлого года, смотрела несколько работ и высоко их оценила.
Мы не отличаемся от других театров уровнем возможностей, числом работающих. Кроме того, в нашей республике значительно лучше обстоит дело с финансированием. Гарантированно люди в театре получают зарплаты, есть постановочные средства, деньги на содержание огромного здания. В других регионах, я общаюсь с коллегами, нет такого количества постановочных денег. С Йошкар Олой постоянно сравниваю: им постановочные средства выделяют в объеме восьмидесяти тысяч рублей в год. В шесть с лишним раз меньше, чем нашему театру. В Йошкар Оле могут на выделенные деньги поставить только два спектакля. Остальное - за счет собственных средств.
-Есть в стране театры, в которых актеры много получают?
-Есть. Я глубоко преклоняюсь перед художественным руководителем МХАТа Табаковым Олегом Павловичем. Иногда говорят: у Табакова в спонсорах - четыре банка, он имеет возможность устанавливать надбавки своим актерам, они получают зарплаты в долларах…
Наверное, это обязанность руководителя - заботиться о людях. Надо стремиться к тому, чтобы пусть не четыре банка, но какие то привлечения спонсорских капиталов в театр были. Чтобы мы, зарабатывая деньги, могли выезжать на гастроли. Вот в следующем году планируем выехать, нам нужно порядка 90 тысяч рублей, чтобы съездить на пять дней. Я обращался к спонсорам, пока не нашел отклика. Но надо искать и находить деньги. Работать.
-А есть у нас люди, которые могут раскошелиться на эти дела?
-Наверное, есть.
-Как вы рассчитываете их уговорить потратить средства? Ведь, в отличие от практики других развитых стран, у нас спонсорство не поощряется налоговыми льготами.
-Чтобы заставить человека дать деньги, надо прежде вытащить его в театр, показать, как коллектив трудится.
Когда беседуешь с богатыми людьми, узнаешь, что они были в театре еще в студенчестве, лет десять-пятнадцать не ходили в него, забыли, что есть красота искусства.
Самый главный аргумент - показать, что мы занимаемся делом, которое всем необходимо. Доказать, что делаем свою работу неплохо. А значит, деньги, которые дадут спонсоры, не будут потрачены впустую.