00:00 19 июля 2010 г.
Учитель... Это слово входит в жизнь ребенка с момента, когда он впервые перешагивает порог школы, и остается с ним навсегда. Я могу так утверждать, потому что прошло уже более 25 лет с того последнего школьного звонка, который прозвенел для моего выпуска. Много или мало? Четверть века...
Первый класс, первый учитель – Шепелева Вера Константиновна. Я до сих пор помню ее голос, прическу, глаза, костюм, в котором я впервые увидела ее. Наша учительница жила далеко от школы, в другой деревне, от которой до школы не было дороги. И в грязь, и в дождь, и в холод она проделывала каждый день к нам неблизкий путь. Вера Константиновна тогда уже была на пенсии.
Зимой ночью выпал снег, пушистый, мягкий. Нам, детворе, в радость. Утром, как всегда, мы гурьбой отправились в школу, начали играть в снежки. Нас было в классе 12 человек. Все собрались, а учительницы нет, и тогда вся эта малышня отправилась навстречу нашей Вере Константиновне. Мы топтали тропинку по глубокому снегу. Встретили нашу учительницу у оврага, откуда она поднималась.
Вера Константиновна прожила большую и нелегкую жизнь. Тяжелые годы войны, трудности послевоенных лет – все это вынесла на своих плечах. Я никогда не слышала, чтобы она повышала голос, кричала; она всегда спокойно, тихо говорила.
Когда мы учились в 10 классе, нас послали помогать колхозу в уборке соломы. Поле, на котором мы работали, находилось недалеко от деревни, где жила Вера Константиновна. Мы, конечно, не ожидали увидеть ее здесь. В поле на небольшом кургане, огороженном забором, росла одинокая сосна. Около этой сосны мы заметили женщину, она убирала засохшую траву. Это была Вера Константиновна.
Мы знали, что на этом месте похоронен человек, но не знали, кто он. Мы с ребятами подошли к Вере Константиновне, поздоровались с ней. За 10 лет, конечно, мы подросли, изменились и думали, что она нас даже не помнит. Когда мы сказали, что мы ее последние ученики, она стала называть наши фамилии. Нашему изумлению не было конца. Сколько детишек прошло через ее руки за долгие годы, а она помнила?!
Вера Константиновна была такая же милая, родная. Только волосы были совсем белые , и руки немного тряслись. Она пришла прибраться на могилу своего тестя.
По завещанию его похоронили не на кладбище, а на земле, где когда-то большая семья Шепелевых растила хлеб. Об этом нам рассказала при нашей встрече Вера Константиновна.
К сожалению, это была последняя встреча. Ход времени нельзя остановить. Уходят дорогие нам люди, но остаются на земле их дела.
Из моего выпуска все 12 человек нашли себя в этой жизни. Никто не потерялся, не растерялся. Каждый нашел себе профессию по призванию, у каждого семья, дети. Трое выбрали профессию учителя - трудную, сложную, но самую интересную и благородную.
В этом, несомненно, заслуга нашей Учительницы. Ее мудрость, пример, умение научить человека верить в себя.
Уже 18 лет как я сама ношу гордое звание «учитель». Свою будущую профессию выбрала в 5 классе. Писали сочинение «Кем я хочу стать?»
«И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька»,- говорит герой рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Конечно, в 5 классе я не могла осознавать ту огромнейшую ответственность, которую налагает на себя человек, выбрав профессию учителя. Это осознание приходит годами.
Несомненно, выбор профессии непростой шаг. Для поступления в университет проходила медкомиссию. Хирург, к которому я зашла на прием за формальной подписью, оказался пожилым мужчиной. Он заговорил со мной и спросил, куда я собираюсь поступить. Когда я ответила, что хочу стать учительницей, хирург с сединой на висках сказал такие слова: «Если любите детей, идите. Я пробовал. Поработал год, не получилось. Пришлось выбрать другую профессию».
Я на всю жизнь запомнила слова этого старого человека «если любите детей».
Любовь - основа всей жизни. Через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества. Для ребенка знания не существуют без учителя. Если ребенок любит учителя, значит, любит учиться, любит школу, уроки, книги. Мнения, оценки любимого учителя становятся для ученика эталоном отношения к людям, их поступкам, явлениям действительности. Любимый учитель - хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь. Урок любимого учитель – это одно дыхание, наполненное познавательной страстью.
Великий писатель Л. Н.Толстой в своем дневнике писал: «Как научить людей жить добро? Надо самому жить хорошо». Значит, если ты выбрал профессию учителя, то ты не имеешь права быть плохим примером для своих учеников.
Вспоминается один случай. В новом учебном году дали мне новый класс, 10-й. Я для них новый человек, но и они для меня представляли пока незнакомый коллектив. Мы потихоньку узнавали друг друга. Класс был хороший. Юноши и девушки к учебе относились серьезно. С дисциплиной на уроках было в порядке, но два молодых человека постоянно опаздывали на первый урок. Как-то раз я задержалась и пришла на урок с опозданием, чего обычно себе не позволяю. Первым делом, зайдя в класс, я попросила извинение за опоздание. Мне трудно передать словами выражения их лиц в тот момент. После этого случая мои «систематически опаздывающие» очень старались не опаздывать, а если все-таки иногда не успевали, всегда просили извинение. За два года, проведенных вместе, мы стали друзьями.
Я еще и еще раз убедилась, что не бывает мелочей в работе учителя. Каждое мое слово, каждый шаг, каждое действие оценивается десятками глаз и сердец.
Что значит для сегодняшнего мальчишки или девчушки «учитель»? Как относятся они к своим учителям?
Шестиклашки написали сочинение «Мой первый учитель».
«Моя учительница добрая, справедливая, честная и отзывчивая».
«Я всегда вспоминаю первого учителя добрыми словами. Я стараюсь оправдать ее доверие».
«Каждое утро она нас встречала с веселой улыбкой, и мне очень хотелось идти в школу».
«Я была очень рада и счастлива, что пошла в школу, но очень боялась и волновалась. Моя первая учительница была добрая и приветливая, и я перестала бояться и волноваться».
«Поздоровавшись, она слегка улыбнулась, взяла меня за руку и повела к парте. Ее улыбка, ее теплые ладони всегда теперь в моих воспоминаниях».
«Учила рисовать, писать, читать, решать задачки. Она все умела. Умела очень хорошо вышивать и вязать. И этому нас тоже учила».
«Хочу пожелать счастья, хороших учеников, терпения и сказать огромное спасибо за то время, когда она нас учила».
«Каждый год первого сентября я готовлю букеты, чтобы идти в школу. Моей первой учительнице я всегда несу свой лучший букет».
Эти слова еще раз подтверждают то, ради чего стоит жертвовать многим: личными интересами, временем, выгодой.
Глаза, смотрящие на тебя с верой и надеждой, что ты всегда поймешь, поможешь, поддержишь. Как не оправдать их веру в тебя? Как не постараться помочь сбыться их мечтам?
Ежедневно чувствовать, что ты нужен им, они нужны тебе. Общение с ними делает жизнь интереснее, красочнее, богаче.
Пусть они очень разные, но каждый интересен по-своему, и каждый обогащает тебя чем-то интересным, научит чему-то новому.
Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти...
Ильина Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Большевыльская СОШ»