00:00 07 июля 2010 г.
Какое прекрасное слово - призвание... Чистое и высокое. Когда мы говорим: "Он нашел свое призвание", то имеем в виду, что человек обрел самого себя в любимом занятии, отдается ему полностью, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию. Вникая в значение этого слова, постигаем, что призвание дается человеку свыше. Ведь каждого из нас Господь наделил талантами и способностями. И нет человека, совершенно лишенного дарований. Входя в разум и набираясь сил, мы ощущаем склонность к тому или иному предмету, занятию. Есть люди, которые увлекаются языками, музыкой, а кто-то дни и ночи напролет сидит с шестеренками, поршнями, разобранными двигателями. Как важно прислушиваться к собственному сердцу и не ошибиться в выборе того дела, которое должно стать не просто нашей профессией, специальностью, но именно призванием. Я думаю, что мое призвание - это учительство. Стать учителем я решила еще в школе. Эталоном профессионального мастерства стал мой классный руководитель, учитель русского языка и литературы Музлаева Галина Ивановна. Через всю свою жизнь пронесу светлое чувство любви, привязанности к моей учительнице, которая стала для меня примером во всем, которой я бесконечна благодарна. Галина Ивановна во многом помогла мне разобраться, в чем-то изменить свою жизнь, в чем-то стать лучше. С тех пор любимый предмет в школе - русский язык. Выбирая профессию педагога, я и не знала, какой труд мне предстоит.
Моя работа доставляет мне огромное удовольствие. Каждый человек в своей жизни, чтобы чего-нибудь достичь вынужден учиться. И уже потом, становясь мастером, он передает свой опыт, свои знания молодому поколению, но это все на производстве, а дома, воспитывая своих детей, мало останавливаться на одном наставлении на путь истинный. После рождения детей, я поняла, что воспитание состоит не только из нравоучений и наставлений, большую роль играет любовь и личный пример. Не только родители учат, но и учатся у ребенка - любви, терпимости, учатся смотреть на мир его глазами.
На этих правилах основывается работа учителя, педагога: «Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться». Входя в класс и видя глаза детишек, ждущих от тебя чего-то интересного, увлекательного и в то же время познавательного, я не могу оставаться свободным от влияния детей. В одних глазах - настороженность, в других - интерес, в третьих - надежда, в чьих-то пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления и внутренние потребности моих учеников не совпадают, как часто это несовпадение приводит к конфликтам. Как избежать, предотвратить их? И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний - это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Для меня она такая: показать, что даже самый «плохой» ученик - в душе талантлив, а может быть, даже гениален. Для того чтобы «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: пробудить интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. А когда войдешь в «кураж», то уже не остановиться: все хочется и хочется чего-то нового, что порой сама удивляешься, какой получается урок, какое мероприятие. Я считаю, мастерство напрямую связано с его учениками. Когда чувствуешь отдачу от них, на душе радостно и, самое главное, начинаешь думать, чем бы их заинтересовать на следующем уроке, чтобы отдача была еще больше, был стимул для собственного роста. Моя первейшая цель как учителя - выявить уникальный потенциал каждого ученика. А раскрыть его, ой как трудно. Иногда, чтобы «разглядеть» ученика, чтобы понять, какой он, уходит не один год. Случается, что ученик «раскрывается» в среднем или старшем звене, и тогда, ты понимаешь, что что-то опущено, что-то не доделано до конца. И вновь раздумья...
Работа учителя - это постоянное обновление, круговорот, вечный поиск и нельзя опускать руки. Профессию учителя можно сравнить с актерским мастерством. Только в отличие от актера, который разучивает роль, репетирует ее подолгу, пытается войти в образ, педагог импровизирует, он каждый день играет свою роль, причем единственную и неповторимую. Вообще учительская профессия уникальна. Разве мы не спортсмены (и зарядку сделаем, поиграем в игры), разве мы не врачи (и за самочувствием следим, и за осанкой следим), разве мы не музыканты (спляшем и споем на внеклассных мероприятиях, на уроках)? И таких сравнений можно привести много. А главное - то, что мы оставляем на работе свою душу, свой талант, то, что не унесешь домой. Мы - непростые люди, сложные. Мы обладаем многообразными талантами, а это иногда мешает: отсюда и сложности в отношениях с близкими людьми. Мне бы о своем ребенке позаботиться, а я думаю о других детях (долго нет ученицы, болеет, как бы объяснить такой большой материал, чтобы не пропал интерес к предмету, чтобы было все понятно; не пришла Катя в школу, день другой, а ты думаешь, что же с ней случилось, ведь живет она с пьющими родителями; ушла Ольга с недовольным лицом, ничего не слушала на уроке, а скоро контрольная, наверное, что-то случилось). Таких примеров можно привести много. Но, чтобы не происходило вокруг, учительская профессия благородная. С моей точки зрения, педагог - это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе, обсудить тему урока или футбольный матч, а может, сочинить новый рецепт какого-то блюда. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное - не подавить его как личность в настоящем. Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремлении и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Мне очень хочется, чтобы мои ученики, как те березовые листочки на маленькой школьной аллейке, были яркими и неповторимыми, чтобы вновь и вновь, идя на работу в школу, среди спешащих мне навстречу или обгоняющих меня или состоявшихся, знающих людей, - были мои ученики. Мне очень нравится высказывание мудрого Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе». Великие математики, писатели, врачи, космонавты, режиссеры - все они начинали тогда, когда рядом был он, Учитель. Счастлив человек, если учитель был мудр, добр, умел увидеть и поддержать то, что рождалось в душе маленького человека. Уверена, что нет на Земле профессии интереснее, добрее и гуманнее, чем профессия учителя. Стараюсь делать это всегда от чистого сердца, относясь с любовью и уважением к каждому своему ученику. Я считаю, что учителя могут смело преодолевать трудности современной жизни. И не только потому, что долг обязывает, но и потому, что в их преодолении формируются педагогические навыки, выявляются духовные резервы и приходят в боевую готовность педагогические задатки и способности. Чем труднее - тем интересней! В победе над трудностями появляется истинное самоутверждение. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник - в картинах, скульптор - в созданных им скульптурах. А хороший учитель живёт в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает родную школу, своих духовных наставников - учителей. «Этому человеку я обязан в своей жизни всем» - так говорят о любимом учителе. Каким бы ни стал человек, каких бы ни достиг высот, ему помог в этом учитель.
Детей учат уже тысячи лет. Но на вопрос, в чем заключается главное предназначение учителя - мнения разные. Я считаю, что главное предназначение учителя - любовь к детям. Мне очень нравится высказывание Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Я считаю, что учитель - это тот, кто не только несёт в себе знания, но и наделён особым даром. Даром любить своих учеников. Любовь - животворный источник. Любовью учителя воспитывается сердце ребёнка.
Учитель, который любит детей и влюблён в свой предмет, должен быть и мудрецом, и философом, потому что души людей похожи на «божественные иероглифы», и постичь эту грамоту дано не всем. Любовь учителя поможет прочитать эти таинственные письмена, чтобы всегда быть рядом с теми, кто этому только учится. Я согласна с мнением Д. С. Лихачева, что учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель - это призвание, учительство - это служение. Потому учитель обязан работать для выполнения собственной миссии на земле. Потому учитель - это таковой, для которого учительство - смысл жизни. Его высшая корысть - быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Дело учителя - учить, а дело общества - дать учителю достойные средства к существованию.
Афанасьева Валентина Владимировна,
учительница русского языка и литературы МОУ «Чувашско-Сорминская СОШ»