Тегешевское сельское поселение Урмарского района Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Живет в веках деревня Тегешево…

07:35 07 июля 2015 г.

Член Союза писателей Российской Федерации Кабаков Геннадий Германович, автор многих книг, в том числе "Тегешево - далекое и близкое" в настоящее время добыл новые исторические факты по истории деревни Тегешево Урмарского района Чувашской Республики. Считаем уместным привести отрывок из книги Кабакова Геннадия Германовича... 

 

Живет в веках деревня Тегешево...

 

 В Чувашии немало сел и деревень, уходящих своими корнями в глубину веков. Точную дату их основания сейчас вряд ли можно установить, потому что документы, свидетельствующие об этом — отсутствуют. Но сохранились исторические предания — пересказы о былом, передаваемые из поколения в поколение. В связи с этим профессор В.Д. Дмитриев (1924 — 2013) отмечал, что устная память нашего народа была изумительно устойчивой и крепкой. Большинство чувашских исторических преданий отличаются богатством содержания, реалистичностью и конкретностью (см. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1993г., стр.11).

 Деревня Тегешево — одна из старейших в Урмарском районе Чувашской Республики. Стоит она на земле без малого шесть с лишним веков. За это время она никуда не переселялась, в отличие от некоторых, ее название не менялось. Правда, вот уже несколько столетий в документах она пишется чуть в искаженной форме — Тегешево (есть случаи написания и «Тигашево», «Старая Тегешева»). Это потому писалось так, что она является материнским селением — выходцами из Урмарского Тегешева в 1621 году основали деревню Тигашево Батыревского района Чувашской Республики. Другая деревня с таким названием нигде не встречается.

Согласно преданию, первопоселенец деревни Тигаш прожил 86 лет (должно быть, он умер в середине XV века). Еще при его жизни деревню стали называть «Тикаш ялĕ», что буквально означает «Тигаша деревня». Русские из соседних деревень называют ее «Тигашево», татары на свой лад «Тигэш вылы».

Нет сомнения в том, что название деревни связано с именем первопоселенца. Профессор Н.И. Ашмарин (1870 — 1933), автор многотомного Словаря чувашского языка, писал: «Тикаш (Тигаш), языческое имя мужчины. Тикаш- касси, название деревни Тегешевской Урмарского района. По преданию, ее основатели Тикаш и Тюмпек (Назв..Словарь, т.14, стр.80. Чувашгосиздат, 1937).

Отрадно, что существует единственное предание об основании нашей деревни. Оно же сообщает, что первопоселенцы Тегешева были беженцами с Низовья (Анат енчен тарса килнӗ). С началом войны на их земле, говорится в предании, спасаясь от погромов и резни бежали с родных мест и обосновались на новом месте шесть столетий назад. Кто напал на их землю, из какого конкретного места они бежали, предание не сообщает, или этот отрывок предания не сохранился. Старожилы несколько лет назад мне рассказывали, будто все эти события происходили на их глазах, что Тикаш и Тюмбек   в лесной глуши на склоне высокого холма устроили землянки и одну-две зимы жили в них. Затем, найдя подходящее место для строительства жилья спустились  по речке немного вниз и срубили два бревенчатых дома. Тигаш, утверждают старожилы, поселился на краю обрыва в том месте где стоит дом семьи Василия Кирилловича Щетинина (1929 - 2009). Тюмбек построил свое жилище ближе к холму, примерно в 100 метрах от Тигаша. По рассказам односельчан, его дом стоял там, где до недавнего времени жила Матвеева Евдокия Матвеевна. Теперь это место пустует, после ее смерти дом снесли.

Предание сообщает и о том, что место первоначальной стоянки Тигаша и Тюмбека было в урочище «Кӗçӗн çурт çи» (Малое селище). Место это было лесистое и неровное, говорится в том предании, оттуда первые насельники переселились на настоящее место, несмотря на то, что оно низменное и болотистое (Научный архив ЧГИГН, отд.I, ед.хр.611, ящик №1.) Предания, собранные в 1920-х г.г. учащимися Чувашского педтехникума для К.В. Элле.

То живописное место, откуда берет свое начало деревня, первопоселенцами было выбрано не случайно. Дугообразный по конфигурации, небольшой, но ровный участок земли с севера, запада и юга огибается речка Клесирмы. С восточной стороны — высокий, лесистый холм, который оберегал жилище от буйных ветров. В последствии тегешевцы дали этому месту соответствующее название - «Пукуй», то есть тихое, спокойное место. И жить бы и жить им здесь, но судьба распорядилась по-своему. Не успев как следует обосноваться, говорится в предании, Тюмбек вынужден был оставить Тигаша одного (разумеется, с домочадцами и переселиться на другое место, куда, предание не сообщает. На этот счет существует легенда, которая гласит, что Тбмбек однажды изловил лешего, помню, в нашем детстве старики называли его «маймл») и жестоко наказал за то, что он ночами верхом разъезжал на его лошади, отпущенной на выпас. Леший, проклиная его, удалился в лес, а Тюмбека после этого случая стали одолевать одни несчастья. Легенда связывает отъезд Тюмбека именно с этим событием.

Согласно другой легенде, Тигаш со своей семьей жил на крутом яру, и его красавица дочь с золотым коромыслом по утрам спускалась за водой к речушке.

Понятно, что и то, и другое не более чем легенда, но и они имеют право на существование. Легенду про лешего знает каждый тегешевец и, что интересно, многими она воспринимается как реальный факт. Почему отъезд Тюмбека связывают с неким лешим — неясно. Ясно одно -  Тигаш остался один. В предании говорится, что у него было три сына и дочь. К сожалению, более конкретными сведениями о них мы не располагаем. Вполне возможно, что дети появились на свет на новом месте или их привез Тигаш совсем маленькими. Согласно преданию, записанному в 1920-х г.г., кроме основателей, в числе первых насельников деревни называются Акткен, Есмекей и Ельмук. Это наводит на мысль, что они могли быть детьми Тигаша, однако предание прямо об этом не сообщает. В Связи с этим профессор Н.И. Егоров отмечает, что топонимистические легенды вообще никогда не говорят о сыновьях первопоселенца, основателя деревни, а дальнейшее как бы само собой разумеется. По этой же причине получается, что практически все чувашские деревни основаны потомками одного — двух первопоселенцев (Личный архив Н.И. Егорова).

Кто же они были, Тигаш и Тюмбек, облюбовавшие наши места, близкие родственники или друзья по несчастью? Сказителями Тигаш упоминается как главное, а Тюмбек – как второстепенное лицо. В некоторых случаях последнего называют просто юлташ-друг Тигаша. Если исходить из этого, в близком родстве они не состояли. Несомненно, были они людьми молодыми и энергичными, выносливыми и волевыми. Спрашивается, если они не были беженцами, отчего бы стали жить в лесной глухомани, да еще одну-две зимы зимовать в землянке? Ведь известно, что в те далекие времена в нашей местности не было удобной земли для обработки. Кругом лес, балки и овраги. Даже в схаматическом плане четырех деревень – Тегешева, Козыльяр, Житницы (Тинклер) и Шигали от 1844 года – обозначены сохранившиеся от средних веков лесные участки (ЦГИА ЧР, ф.206, оп.6,л.104). Один участок леса от языческого кладбища тянется вверх, другой обозначен на холме у Турикас. Возможно, это тот самый вяз, что остался от девственного леса простоял на холме до наших дней и погиб недавно на глазах у всех…

Судя по выбранной местности для поселения, первопоселенцы прибыли в наш край в поисках безопасного участка. Эти обстоятельства, безусловно, теснейшим образом связаны с событиями средних веков и самой историей чувашского народа.

Как утверждают историки, предки современных чувашей – сувары, в Среднем Поволжье появились в 737 году нашей эры из Прикаспия и поселились рядом с волжскими болгарами. Здесь в VII веке и возник Болгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли суварские и финно-угорские племена, эсегелы, темтюзы, буртасы и др. (В.Д. Дмитриев. Чувашские исторические предания, с.21).

Длительное совместное ряда веков пребывание двух народов, разумеется, не осталось без следа. Сувары многое восприняли от волжских болгар. В обычаях, культуре и языке сувар все больше появлялось болгарское. Видный московский ученый-археолого А.П. Смирнов (1899 – 1974) еще в начале 1950 –х г.г. писал о сходстве древнеболгарского и современного чувашского языков. «Важнейшими памятниками древнеболгарского и современного чувашского языка являются надгробные надписи, открытые в разных пунктах Булгарского царства. Все памятники хорошо расшифровываются путем сопоставления с чувашским языком. Это обстоятельство заставляет видеть в чувашах одну из основных групп населения Волжской Булгарии, довольно многочисленную» (А.П. Смирнов. Волжские булгары. Москва, 1951г., с.84).

О многочисленных предков современных чувашей того периода писали и другие исследователи (См. например: Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Составитель М. Лаптев. Санкт-Петербург, 1861г., с.232).

Материальное и структурное сходство болгарского и чувашского языков послужило основанием для утверждения некоторыми исследователями тезиса о волжско-болгарском происхождении чувашского народа. Что-же касается сувар, то о них упоминает секретарь Багдадского посольства Ахмед-Ибн-Фадлан в своих путевых заметках 922 года (Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль. Казань, 1992г., с.41).

Волжская Болгария простиралась от Самарской Луки до реки Вятки на севере, от средней Камы на востоке до Суры на западе. Сувары обитали на юго-западе и закамской части современного Татарстана, в Самарской и ульяновской областях, на Юго-Востоке Чувашской Республики. Столицей Волжской Болгарии был город Болгар (Великий Болгар0, расположенный в 120 км ниже современной Казани. Политическим и экономическим центром предков чувашей, как утверждают исследователи, являлся город Сувар (Его остатки сохранились возле деревни Кузнечиха Спасского района Татарстана, куда некоторая часть чувашской национальной интеллигенции ежегодно совершает паломничество). Были у предков чувашей и другие города, как, например, Биляр (Пӱлер). Все они были расположены в низовьях Камы, недалеко друг от друга, и окончательно разрушены в конце XIV– XV веков).

Страшная беда обрушилась на болгар в 1236 году. Многочисленная армия моголо-татар вторглась в пределы Волжской Болгарии, и болгары не устояли. Были уничтожены города и селения, несметное количество населения. Именно в этот период, отмечает В.Д. Дмитриев, часть предков современных чувашей перебежала в Приказанье и на правобережье Волги (В.Д.Дмитриев. опустошение Болгарской земли в конце ХIV– начале XV в.в. ЧНАНИ, №2, 1996г., с.46). Позже полностью или частично разрушенные города и селения восстанавливались, Волжская Болгария, хотя и потеряла независимость, сохранила свое экономическое значение и являлась житницей для монголо-татарского государства (В.Д.Дмитриев. История Чувашии XVII в. Чебоксары, 1959, с.25).

Болгарская земля с середины XIVвека неоднократно подвергалась нападению со стороны ордынских эмиров и князей, с их многочисленными отрядами, а ее население уничтожению. Источники свидетельствуют, что самым трагическим периодом в жизни оседлого населения Болгарской земли были конец XIV века и первые два десятилетия XVстолетия, то есть до гибели князя Магнитского юрта Елигея (1352 – 1419). (В.Д.Дмитриев Опустошение…., с.69). Разорительными и опустошительными были экспедиции Тамерлана (он же Тимур, Аксак Тимур, 1336-1405), Самаркандского правителя, в Золотую Орду в 1391 и 1395 г.г. Относительно этих событий другой ученый М.Г. Сафаргалиев заключает, что последствия второго похода Тамерлана для жителей Золотой Орды оказались более губительными, чем результаты первого. Города Болгар, Сувар, Жукотин, Керменчук и другие были полностью разграблены и опустошены Тамерланом во время второго похода 1395 года.  Большая часть населения была уведена в плен, а уцелевшие бежали на окраины государства (М.Г. Сафаргалиев. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960, с.с.170-174). Многочисленные источники указывают, что после событий конца     XIV – начала XV веков на Болгарской земле не осталось ни городов, ни селений. Часть оставшихся в живых предков современных чувашей переправились в Приказанье и Заказанье, другая – в лесные районы, на территорию центральной и северной части нынешней Чувашской Республики, где тогда обитало небольшое количество марийского населения. Поток беженцев шел с территории современных Пензенской, правобережных районов Ульяновской и Самарской областей, а также юго-западной части Татарстана и юго-восточной части Чувашии (В.Д. Дмитриев. История Чувашии XVIIв., с.71).

Как отмечает Н.И. Егоров, анализ исторических преданий о возникновении селений Козловского, Урмарского и Янтиковского районов показывает, что эти территории были заселены в основном выходцами из правобережных районов Среднего Поволжья, большей частью из юго-восточных районов современной Чувашии (Его личный архив).

В.Д. Дмитриев утверждает, что в середине XVI столетия южная граница современной Чувашской Республики проходила по реке Кубня и что деревни, существовавшие в северной и центральной Чувашии к середине XVI века, были зафиксированы русскими властями как самостоятельные общины. Эти деревни принято считать материнскими. Их названия известны по документам XVI -  XVII веков, они перечисляются в переписных книгах ландратской переписи 1715 -1717 годов, I– Vревизий населения в XVIII веке. Дочерние селения в них не указывались (В.Д. Дмитриев. Предания…, с.133). Поэтому неудивительно, что в списке селений Казанского ханства, составленном казанским ученым Е.И. Чернышевым по писцовым книгам 1565 – 1568 годов и других, из современного Урмарского района упоминается только три деревни – Азбаба (ныне Избеби) под номером 507, Тегешево – 646 и Старые Урмары – 663, которые действительно являются материнскими селениями. Остальные, Ковали, Шигали и Арабоси и другие в то время были дочерними селениями. Со временем и они стали материнскими.

На основе предания основателем деревни Арабоси (ныне село) считают чуваша Ахмани, выходца из деревни Бишбатман, что ныне в Татарстане.

Ковали, по записанному нами преданию, основано выходцами с района реки Меша, значит – переселились с территории нынешнего Пестречинского района Татарстана. По исследованиям В.Д. Дмитриева, по переписной книге 1678-1679 годов, в деревне Ковали Галицкой даруги жили чуваши (Л.И.Иванов. Чуваши. Формирование этнографических групп и подгрупп на территории Чувашии. Чебоксары, 2012, с.75).

Известный историк-исследователь, кандидат исторических наук К.В. Элле (1896 -1974) считал, что село Шигали (он сам родился там) основано выходцами из старых Шигалей из-под Казани в период Казанского ханства, в 40 – 50 годы XVI века. Он никогда не называл ими основателя Шигали. (См. К.В. Элле. Прошлое чувашского народа в период эпохи феодализма (по материалам письменных свидетельств) с.58. НА ЧГИГН, отд. I инв.565).

Без сомнения можно утверждать, что эти селения во времена Казанского ханства на территории нынешнего Урмарского района уже существовали.

По мнению профессора Василия Димитриевича Димитриева, деревня Тегешево  Урмарского района своим возникновением обязана, по крайней мере, второму нашествию Тамерлана на Болгарскую землю в 1395 году, не рантше и не позже. Не раньше потому, что в 13991 году войска Тамерлана дошли только до речки Кондурчи (ныне Самарская область), не позднее потому , так как после 1395 года на болгарской земле почти ничего и никого не осталось.

Его мнение разделяют профессор Н.И. Егоров и многие другие исследователи.

Не менее убедительным подтверждением данных выводов являются простые вычисления. В Тегешеве они проводились в 1722, 1745, 1762, 1782 и 1795 годах, еще пять – в XIX веке. По первой ревизии 1722 года деревня Тегешево состояла из 36 чувашских дворов, где проживало 132 ревизские души (мужская часть населения, облагаемая налогом). (РГАДА, ф.350, оп.2, д.2981, лл.105 об.- 108).

Разумеется, общее количество жителей деревни было больше. Необходимо отметить, что Тегешево имеет свою историческую особенность: подселившиеся здесь пришлые люди не уживались и свое потомство не оставляли, что подтверждается архивными документами. Деревня от начала своего основания развивается, главным образом, по одной линии – за счет естественного прироста потомков первопоселенца. Так за какое же время выросло это число ревизских душ? По моим подсчетам, от начала ее основания (конец XIV века) и до первой ревизии 1722 года прошло чуть более трехсот лет. Для удобства вычисления указанные цифры 132 и з6 делим по столетиям на три. Таким образом, получается, что в каждом столетии в среднем прирастало по 44 мужских ревизских души и 12 дворов. Теперь для проверки обоснованности моих доводов возьмем данные за следующее столетие после I-й ревизии: по VII-й ревизии 1816 г. (за пять-шесть лет мало что в ней изменилось: количество дворов составило 57, ревизских душ – 163. Как видим, 94 года существования деревни произошли незначительные изменения: дворов стало больше на 20, ревизских душ – также на 20 человек больше.

Имеются любопытные данные по нашей родословной, прослеживаемой с 1828 года. В конце столетия потомки Василия Михайлова составляли также 20 мужских душ и проживали они в восьми самостоятельных хозяйствах.

О темпе роста населения деревни Тегешево судить трудно, так как документы переписей времен Казанского ханства не сохранились.

Можно предположить, что в первое время Тигаш и его потомки, скрываясь в лесной глухомани, оставались в уединении. Поблизости, примерно в 8 – 10 километрах, вокруг не было ни одного поселения. Находясь в течение двух – трех десятилетий в положении крестьян – беженцев, они не могли и помышлять о развертывании строительства и расширения своих владений. Потому в XVвеке она оставалась крошечной, почти незаметной в глухом лесу деревней и было в ней в конце первого столетия своего существования не более пяти- шести дворов. Остальные тридцать дворов, по-видимому, появились в следующих двух столетиях, то есть до I-й ревизии 1722 года.

Следует заметить, что пять-шесть дворов не означает пять-шесть домов. Тогдашний «двор» (по чувашски «картиш») представлял собой огороженный участок, внутри которого проживало несколько больших семей со своими домами, но хозяйство они вели общее. Все эти дома первоначально находились в местности «Пукуй».

Однако, как отмечает Н.И.Егоров, в XV веке ничто не препятствовало росту населения. В лесах было полно дичи, в реках – рыбы. Корма для скота было в достатке. Люди осваивали землю – корчевали лес. Необходимы были рабочие рук. Налогов «выхода» не было. Практически не было и связей с внешним миром, а значит, и «моровых поветрий». Все способствовало прогрессивному росту числа жителей (Его личный архив).

По подсчетам Н.И. Егорова, вначале XV века на территории современных Янтиковского, Урмарского и Козловского районов проживало не более 500 (пятисот!) человек. Все чувашское население практически происходит от них (Там же).

Об обнаружении первопоселенцев Тегешева ханской администрацией также ни известно. Нет ни устных, ни письменных свидетельств. Надо полагать, что это произошло при первом хане Казанского ханства Улу –Мухаммеде (? – 1445, убит своим сыном Махмутеком, ставшим потом Казанским ханом). Должно быть, тогда и появились первые сведения о деревне Тегешево. Затем, при хане Махмуде Эмине (1478 – 1518) проведена земельная и налоговая реформы, и произошло закрепление лесных участков и бортных урожаев. Без составления соответствующих документов такие мероприятия наверняка не проводились. К сожалению, ни один документ времен Казанского ханства до нас не сохранился. По моему предположению, при взятии Казани русскими войсками они могли быть уничтожены самими татарами, оставшиеся, возможно, сгорели в пожарах, случившихся раньше так часто.

Нас не может не интересовать предание об образовании села Шимкусы и деревни Ямбулатово Янтиковского района. Они расположены примерно в 8 км от Тегешева. Эти селения по-чувашски называются Турикас Тушкил (Шимкусы) Анаткас Тушкил (Ямбулатово). Расстояние между ними менее одного километра. По преданию, в период распада Золотой Орды, из-за нападения кочевых орд с реки Булы, где были Большетаябинская крепость и Яльчикское городище, прибыл по имени Туш. Он поселился со своими сыновьями Ямбулатом и Шибулатом на берегу реки Сугут в урочище «Çурт çи». Этот населенный пункт стали называть «Тушкил», что означает «дом Туша». После смерти отца сын Ямбулат переселился на нынешнее место Нижнего Тошкиля (по-другому Ямбулатово), а Шимбулат переселился на правую сторону реки Сугут, основал деревню Шимкусы (Л,И. Иванов. Чуваши…,с.65).

Русские из соседних деревень, как мне известно, обоих этих селений называют «Тошкильдино», а некоторые и «Тошкеево».

Почему же вызывает интерес предание об образовании этих селений? Потому,что если сравнить два предания, то обнаруживается сходство возникновения Тегешева, Шимкусов и Ямбулатова. Их первопоселенцы вполне могли прибыть на новое место вместе, с одних и тех же мест в силу сложившихся там обстоятельств, о которых было сказано выше.

Интерес вызывает и другое. Левым притоком реки Сугут (приток Кубни) являются две речки под названием «Клесирми», одна в деревне Тегешево, другая возле деревни Ямбулатово (в архивных документах обе речки «Клясирма»). Как получилось так, что когда-то в соседних деревнях обе речки получили одинаковое название. А кто же мог называть безымянных речек в безлюдном месте кроме самих первопоселенцев?

Напрашивается только один вывод: основатели деревень Тегешево, Ямбулатово и Шимкусы, обнаружив в дремучих лесах безымянных речек дали название «Клесирми» потому, чтобы их потомки знали, откуда они пришли. Весь вопрос в том, где была эта речка…

 

АВТОР: Кабаков Геннадий Германович, член Союза писателей Российской Федерации   

ПОСЕЩЕНИЙ НА САЙТ Тегешевского сельского поселения с 31 мая 2008 года:

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

Тегешевский территориальный отдел Урмарского муниципального округа

Мой МирВКонтактеОдноклассники

ПОСЕЩЕНИЙ НА САЙТ Тегешевского сельского поселения с 31 мая 2008 года:

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! 

Ответственный за информационное наполнение: администратор сайта - заместитель главы Тегешевского сельского поселения Нарсов Валерий Иванович тел.: 8 (835 44) 36-2-31 E- mail: urmary_tegeshevo@cap.ru

Система управления контентом
429408, Чувашская Республика, Урмарский район, д. Тегешево, улица Школьная, дом 4
Телефон: 8(83544) 36-2-31
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика